«К несчастью, в этой области встречается слишком много «профессоров всяческих наук», которые не в силах удержать полет своей фантазии и воображения, но слишком мало серьезных исследователей. Им нужны чудеса, они ищут повсюду мистику и волшебство, создавая мудреные теории. И чем меньше они знают, тем больше им хочется высказаться».
Гельмут Арнтц(Helmut Arntz, Handbuch fuer Runenkunde. 1935)
Рост популярности древнего рунического искусства в России начался в 1990 году с публикации в журнале «Наука и религия» статьи Виктора Пелевина под названием «Гадание на рунах: рунический оракул Ральфа Блюма». Эта статья послужила толчком к изучению рун для многих современных русскоязычных рунологов – теоретиков и практиков, результатом которого явилось сегодняшнее изобилие книжных публикаций о рунах на русском языке. Эти публикации можно разделить на четыре части:
- Собственные исследования русскоязычных рунологов;
- Переводы трудов иностранных исследователей;
- Компиляции из трудов различных исследователей;
- Копирование материалов иностранных или русскоязычных авторов
Этот обзор призван помочь современному читателю сориентироваться в ассортименте предлагаемой литературы по рунам. В нем мы рассмотрим наиболее выдающиеся публикации из первых трех вышеупомянутых групп – четвертая группа публикаций, по моему скромному мнению, не заслуживает внимания, а авторы этих публикаций не заслуживают чести.
Следует рассмотреть наиболее распространенные недостатки большинства книг о рунах.
Первый недостаток — это удаленность автора, а следовательно, и плодов его исследований, их от среды, в которой возникли и существуют руны – системы мировоззрения, называемой Северной Традицией. В этом случае книга приобретает популяризаторский смысл, рассматривая руны как инструмент для решения проблем повседневной жизни, особенно не углубляясь в сущность рун, их смысл, среду и т. п. Книги подобного рода хороши для первоначального знакомства с рунами, образно выражаясь, «первый класс» в изучении рунического искусства. Впрочем, некоторым читателям достаточно и такого количества сведений для удовлетворения собственного любопытства.
Другой недостаток — влияние опыта, полученного в других мистических традициях и школах. Это неизбежно оставляет след при изучении этими исследователями Северной Традиции вообще и рун в частности, что зачастую приводит к довольно странным теориям и умозаключениям, если не к абсурду, коим является обратный порядок построения теорий, когда не теория строится на имеющихся фактах, а напротив, факты подтасовываются к имеющейся, кажущейся красивой, теории. В связи с такими явлениями наслоения мировоззрений хочется вспомнить дзенскую, но очень подходящую к случаю притчу:
Нан Ин, японский мастер дзен, живший в эру Мэйдзи (1868 — 1912), принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о дзен. Нан Ин разливал чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев, воскликнул: — Она же полна! Больше не входит! — Вот как эта чашка, — ответил Нан Ин, — и Вы наполнены своими мнениями и суждениями. Как же я могу показать Вам дзен, пока вы не опорожните свою чашку?
Выводы делайте сами.
Разумеется, уважаемый читатель не может рассчитывать на стопроцентную объективность нижеследующего обзора: мое мнение о достоинствах и недостатках рассмотренных материалов основано на моем личном опыте работы с рунами и на том, что было сформировано в результате проделанной мной работы по изучению мнений различных исследователей. Того же я хотел бы пожелать и тем, кто ныне встает на путь изучения рун: ни в одной из опубликованных книг не стоит искать абсолютной истины, но и ни одну из них не стоит обделять вниманием. Самая абсурдная мысль, будучи прочтенной в одной из множества книг, может натолкнуть на размышления, приближающие к древней мудрости, если читатель действительно стремится к ней. Как сказал мой хороший знакомый, опытный практик рун, известный как Esgal, «Неважно, что написано в этой книге, важно то, что ты будешь думать после того, как ее прочтешь».
Очевидно, что начать этот обзор следует с трудов американца Ральфа Блума, опубликованных в США в 70-х годах прошлого века. Именно с него началось новое массовое увлечение рунами, позже перекинувшееся и на территорию бывшего СССР. Ральф Блум, автор книг «Книга рун» и «Целительные Руны», не был ни серьезным рунологом, ни историком, ни приверженцем Северной Традиции. Он был энтузиастом, открывшим для себя мир древних магических знаков и показавший дорогу в этот мир широким массам. Этот вклад в развитие рунологии невозможно переоценить, но также необходимо отметить отдельные, весьма грубые, ошибки автора, многие из которых сегодня являются предметом разногласий авторитетных рунологов и дилетантов-популяризаторов. Среди них и пресловутая «пустая руна», и порядок рун в ряду, не обоснованный ничем, кроме собственного, весьма сомнительного мистического опыта автора, и не менее сомнительный способ установления им описанных в его трудах значений рун путем параллелей с совершенно чуждой рунике китайской системой И Цзин. Многие умозаключения автора носят чисто христианский характер, чуждый рунической среде, а потому противоречат ей, а иногда и здравому смыслу. Однако, по праву первого и по масштабности роли, книги Блума, несмотря на все его заблуждения, достойны почетного места на книжной полке современного рунолога.
Эдмунд Вебер, «Руническое Искусство»Если бы не роль популяризатора рун Ральфа Блума, в этом обзоре труд Эдмунда Вебера шел бы первым, как по хронологии создания и качеству излагаемых сведений, так и по рекомендованному мной порядку изучения материалов. Этот труд был впервые издан в 1941 году и является неким кратким экскурсом в вопрос о рунах как наследии германских народов. В этой книге нет рассуждений о магических и мантических значениях рун, столь присущих подавляющему большинству современных авторов – в отличие от них, Вебер выступает в роли музейного экскурсовода, дающего краткую информацию по основным аспектам вопроса, удовлетворяющую праздное любопытство одних и открывающую другим простор для более глубокого изучения рун.
Эдред Торссон, «Северная Магия: Мистерии Германских Народов», «Руническое Учение».Торссона многие признают авторитетом среди современных рунологов, он является главой организации под названием «Руническая Гильдия» и принимает активное участие в возрождении древних культурных традиций народов Северной Европы. Однако в его трудах слишком заметен след Каббалы, которой автор занимался до увлечения руникой – стремление найти в неоднозначной рунике нумерологические и прочие системные принципы приводят Торссона к грубой подтасовке фактов и противоречии себе же – например в рассмотрении вопроса порядка рун в начале книги «Руническое Учение». Построенные им структуры форм человеческой души (кстати, противоречащие друг другу в «Северной Магии» и «Руническом Учении»), Древа Иггдрасиль, стихийной системы и «эзотерической теологии» кажутся красивыми и стройными лишь на первый взгляд – более глубокое их рассмотрение выявляет множество противоречий и откровенных заблуждений автора. Не представляется возможным объяснить ничем, кроме стремления выдать желаемое за действительное, мотив выбора Младших рун (впрочем, я бы не стал объединять подобранный Торссоном набор рунических знаков в одну систему) в качестве основной сакральной системы (даже более сакральной и «магичной», чем Старший Футарк). Это касается, в частности, составления соответствий 18-ти «Заклинаний Одина» из «Старшей Эдды» 18-ти рунам «младшего Футарк». Заслуживает уважения рассмотрение рун в контексте общего наследия германцев, называемого Северная Традиция – здесь автор излагает идею о трех Путях Традиции – Трот, Гальдор и Сейд. Однако материал о Годовом Колесе (календарных праздниках) в Троте имеет много спорных моментов, а видение автором праздничного обряда чересчур по-американски прагматично.
Фрейя Асвинн, «Руны и Мистерии Северных Народов»Фрейя Асвинн – эзотерик с большим стажем, за свою долгую и интересную жизнь прошедшая через разные мистические Традиции и школы, о чем сама пишет во введении к своей книге. По всей видимости, под влиянием прошлого опыта, автор уделяет повышенное внимание сексуально-дуалистической стороне вопроса Северной Традиции, что я считаю не вполне обоснованным. То же самое касается и достаточно размытого на деле вопроса стихийных соответствий рун. Каждая из существующих мистических систем уникальна, а посему попытки их сопоставления представляются мне пустой тратой времени – то же самое я могу сказать и о попытке Асвинн составления соотношения палат Асгарда с двенадцатью зодиакальными знаками. Не обошлось и без феминизма – автор чересчур горячо заявляет об исключительно женском характере некоторых магических искусств, как-то Сейд и Спе. Также неверной представляется мне изложенная в этой книге структура 9-ти миров: в ней Фрейя Асвинн по неизвестной причине поменяла местами миры Хель и Нифльхейм. Это следует учитывать и при изучении в общем весьма неплохой системы рунической диагностики личности, изложенной в этом же труде. Особое внимание в разделе, посвященном мантике (гаданию), автор уделяет консультированию в вопросах брака и личных отношений – самой популярной области вопросов, с которыми люди обращаются к мантике вообще и рунам в частности.
Следует отдать должное тому, что Асвинн рассматривает руны как часть Северной Традиции, останавливаясь на образах богов Севера и календарном цикле. Впрочем, о последнем весьма кратко и, к тому же, отождествив два совершенно разных праздника: Йоль и Торраблот. Также автор приводит свой оригинальный взгляд на группы рунической магии, описанные в «Речах Сигрдривы».
Кеннет Медоуз, «Магия Рун»Этот автор посвятил свою жизнь изучению и практике шаманизма американских индейцев. Возможно, именно надтрадиционный характер такого явления, как шаманизм и близкие ему техники Сейда, присущие той же Традиции, что и руны, натолкнул автора на издание книги под названием «Магия Рун». В этой книге Медоуз настойчиво говорит о рунах как об искусстве шамана, что весьма спорно: Гальдор и Сейд – хотя и близкие в некоторых моментах, но все же разные виды магического искусства. Очень заметно то, что многие свои умозаключения автор строит исключительно на собственных предположениях, которые без стеснения выдает за истину: таково, например, описание церемониальной одежды «рунического шамана» или безапелляционное заявление о «естественности» порядка рун под авторским названием «Утхарк». Последний момент – один из наиболее характерных для данного автора: он утверждает, что рунический цикл должен начинаться не с руны Fehu, а непременно с руны Uruz. Автор достаточно вольно обходится с именами рун, то коверкая их на английский манер, то заменяя имена Старших рун на младшерунические. Довольно наивными, а порой и смешными выглядят попытки придать смысловое значение графике рун – например сравнение формы руны Teiwaz с «пенисом, стоящим между вытянутыми ногами». Присутствующая в книге «пустая руна» также не делает чести автору.
Упоминание Медоуза о «матрице рун» – девяти пересекающихся палочках, натолкнули некоторых исследователей на изыскания, принесшие довольно интересные плоды, но эта статья – не самое подходящее место для их описания. Может оказаться полезным материал автора о соответствии рун деревьям, впрочем, соответствия рун чему бы то ни было – вопрос сугубо индивидуальный, однако Медоуз – один из немногих авторов, описывающий собственный взгляд на этот вопрос. Ценность книги «Магия Рун» — в ее характере нехитрого, но все же практического руководства по освоению древнего искусства, написанного простым и вдохновенным языком, увлекающим читателя в более глубокое изучение рун. В книге даются конкретные советы, зачастую слишком по-американски практичные – таково руководство по изготовлению собственного комплекта рун, вызывающее у большинства российских читателей снисходительную улыбку. Наряду с трудами Ральфа Блума, эта книга – довольно успешная попытка популяризации рун, со всеми соответствующими плюсами и минусами. Среди последних – мнение о том, что стать мастером рун может абсолютно любой человек, ибо это якобы проще простого.
Геза фон Неменьи, «Священные руны. Магические символы Севера»В этой книге автором кропотливо собраны исторические, археологические и фольклорные материалы о рунах, тщательно переписаны рунические памятники и изложена история применения рун народами Северной Европы – в этом смысле книга представляет собой немалую ценность. Чего нельзя сказать о рассуждениях автора, в которых тот заходит довольно далеко, порой делая довольно странные и смелые заявления, приводить которые в полном объеме здесь я не вижу смысла – их слишком много.
На страницах этой книги Геза фон Неменьи приводит собственный взгляд на вопросы, рассмотренные другими авторами. Например, сопоставление палат Асгарда знакам Зодиака, отличное от сопоставления, описанного у Фрейи Асвинн. (Этот вопрос автор рассматривает в составе более широкой темы соотношения рун и времяисчисления, также изобилующей весьма вольными измышлениями.) Или знакомое нам по трудам Торссона, но еще более безапелляционное сопоставление «Заклинаний Одина» рунам Младшего Футарка (впрочем, авторство этого сопоставления фон Неменьи не приписывает себе, ссылаясь на труды проф. Фишбаха). Подобно Медоузу, автор наделяет графические формы рун собственными смысловыми значениями. Не обошел Геза фон Неменьи вниманием и вопрос групп рун в «Речах Сигрдривы», высказав свое мнение на этот счет.
Весьма оригинальными представляются разработанные автором различные способы гадания на рунах. Кстати, автор много говорит об описанных в исторических документах практиках жребия как о доказательствах традиционного применения рун в гадании, хотя в самих цитатах о рунах не сказано ничего – впрочем, многие грешат этим, приводя одну только широко известную цитату из «Германии» Тацита для тех же целей. Это далеко не единственное место в книге, где автор выдает желаемое за действительное. Впрочем, многие из своих утверждений автор снабдил ссылками на источники, обратившись к которым, читатель может составить собственное мнение по рассматриваемым вопросам.
Довольно интересно рассмотрение трех аттов Старшего Футарка в качестве трех Путей, трех видов судьбы человека – однако здесь, подобно Торссону, автор придерживается мнения о том, что Старший Футарк должен заканчиваться руной Othal – данный вопрос пока остается спорным в кругу рунологов. Рассматривается также вопрос «рунических поз» и «рунических танцев» — подобно практикам гадания на рунах, мы не можем с полной уверенностью утверждать, имели ли место такие явления в период расцвета рунического искусства, однако их практическую ценность в наши дни отрицать нельзя.
Анна Кайа, «Руны»Насколько мне известно, эта книга была выпущена группой авторов, так или иначе имеющих отношение к клубу «Наследие Предков». Впрочем, ни происхождение этой книги, ни ее содержание не составляет сколько-нибудь заметного интереса в среде современных рунологов. Данный труд оставляет впечатление некой «поваренной книги кухонного руниста», содержа в себе трактовки отдельных рун в гадательной практике и практические рецепты применения их же в наиболее распространенных жизненных ситуациях. Книга не предоставляет читателю практически никакой возможности для развития или импровизации: только готовые рецепты, причем практически без всяких объяснений. Лично мне претит настолько утилитарный подход к древнему искусству. Впрочем, оригинальные трактовки рун могут несколько расширить кругозор тех читателей, чей «ум пытлив, а рассудок холоден».
Игор Варнек, «Зов Рун»Совсем недавно вышедшая книга доселе неизвестного, по крайней мере российской публике, немецкого практика рун Игора Варнека вначале вызвала у меня впечатление одной из многих «безымянных» книжек типа «руны для чайников». Однако в процессе знакомства с этим трудом я обнаружил настолько трепетную любовь автора к наследию своих предков, вдохновляющую на дальнейший поиск, что посчитал его достойным упоминания в своем обзоре. Книга, подобно «Магии Рун» К. Медоуза представляет собой краткое практическое руководство по освоению основ рунического знания. Именно стремление к познанию рун, в противоположность распространенному потребительскому отношению к ним в литературе такого рода, делает этот труд интересным. Автор подробно рассматривает вопрос знакомства с рунами, не вдаваясь в глубокие научные подробности, вопрос изготовления набора рун и практики рунической мантики. Кроме этого, довольно широко раскрыта тема «рунических поз», достаточно спорная, но, тем не менее, интересная.
Галина Бедненко, «Школа Рун»Галина Бедненко – признанный многими специалист в области Северной Традиции и рун в частности, автор нескольких книг и публикаций на эту тему.
Галина Бедненко в своей книге «Школа рун» постаралась наиболее полно отразить свои теоретические знания и практический опыт. В ее книге нашлось место и истории руники, и основам Северной Традиции, включая довольно подробное рассмотрение образов и атрибутики богов скандинавского языческого пантеона, и практическому руководству по освоению различных аспектов рунического искусства с оригинальными методиками, и собственным теориям автора. Разумеется, эти методики и теории не идеальны: одним они могут показаться приемлемыми, другим – более чем спорными. Среди таковых: «зеркальные руны», разложение рун на графические стихийные элементы, и «комплементарность рун порядковых триад». Заслуживает внимания описание гадательных практик, однако приводящаяся в этой части книги структура 9-ти миров запутана еще более чем у Фрейи Асвинн. По крайней мере, этот материал сопровождается попыткой (правда не вполне убедительной) обосновать свою точку зрения, что нечасто встречается у современных авторов. Бросается в глаза несколько высокомерно-ироничный тон изложения, особенно заметный в примечаниях автора и в части книги, посвященной современному северному язычеству и его обрядовой части – здесь автор не скрывает своего не вполне позитивного отношения к его приверженцам. Оставим это на ее совести.
В конце книги содержится информация об искусстве скальдов, а также оригинальные материалы о мифодрамах и обрядовой кулинарии: предоставим читателю право самостоятельно определить степень серьезности отношения к символическому значению продуктов в последней.
Несмотря на все недостатки, «Школа Рун», в отличие от многих других, освещает широкий спектр вопросов, связанных с рунами как с частью Северной Традиции, более или менее успешно пытаясь открыть ее читателю во всем ее богатстве и многообразии.
Сергей Батюшков, «Амулеты и Талисманы. Практическая Магия Рун»В своей книге Сергей Батюшков кратко излагает собственный опыт в качестве пособия для начинающих практиков амулето- и талисманостроения. Книга написана простым и доходчивым языком, порой не без юмора, что еще более упрощает усвоение и без того нехитрого материала. Жаль только, что автор не снисходит до обоснования собственных утверждений, кроме разве что упомянутых вскользь Старшей и Младшей Эдд. Основанная заслуга автора — разработка ритуала освящения рунического амулета в трех вариантах: малый, большой и походный ритуал. Разумеется, данный материал не имеет ничего общего с древней Традицией, однако во-первых, он в целом не противоречит ей (разве что вызывает смущение присутствие четырех стихий), во-вторых, он отвечает на столь распространенный вопрос новичков о том, как «включить» созданный предмет Силы или от чего плясать при разработке собственного ритуала. Это один из чисто практических вопросов применения рун в магии, рассмотренных в этой книге: в их числе также советы по созданию талисманов для различных целей, условия, сопутствующие их созданию (цвета, стороны света, дни недели, фазы Луны, свойства деревьев как материала для амулетов и т. п.). Естественно, не забыты и описания значений рун, правда они даны весьма поверхностно, а их имена странным образом исковерканы. Также «по верхушкам» автор прошелся и по образам северных богов.
Особого внимания заслуживает предлагаемый Батюшковым метод построения вязаных рун (которые автор почему-то, наряду с руническими формулами, называет рунескриптами): он поистине оригинален. Некоторые из вязей Батюшкова занимают по полстраницы, а их прочтение представляется довольно сложной задачей. Само собой, данный метод построения рунических вязей не имеет никакого отношения ни к древним традициям, ни к сколько-нибудь логичным принципам.
Сергей Кормилицын, «Тайны Рун. Наследники Одина»Этот труд в основной своей части — ни что иное, как компиляция мнений различных исследователей рун.
Первая часть книги Сергея Кормилицына посвящена возрождению интереса к рунам в Германии конца XIX – начала ХХ вв. В ней автор, пользуясь своими глубокими знаниями в области истории Германии этого времени, раскрывает тему исследования рун немецкими оккультистами, касаясь не только достижений, но и биографий и личностных характеристик этих исследователей. В этой части книги Кормилицын рассеивает образовавшийся вокруг них мрачный ореол: к сожалению, в глазах нашего среднестатистического соотечественника свастика – ни что иное как «фашистский крест», руны – «символы зла, использовавшиеся гитлеровцами для реализации своих ужасных замыслов», а Гитлер – «злой колдун, член тайных сатанистских орденов». Приводя исторические факты, сопровождающиеся ненавязчивой оценкой, автор предоставляет читателям возможность самостоятельно формировать объективное мнение об этих людях, их исследованиях и их роли в истории.
Далее, после изложения материалов книги Гвидо фон Листа «Тайна Рун», Сергей Кормилицын переходит к основной части своей книги, где предлагает нашему вниманию мнения различных авторов касаемо значений рун различных рунических алфавитов. Занимая таким образом позицию незаинтересованного посредника, ратующего лишь за объективность излагаемых фактов, автор предоставляет читателю возможность увидеть составить собственную картину рун и их значений.
Завершает книгу краткий мифолого-исторический экскурс в вопрос о возникновении и применении рун в древности, основанный на древних текстах, археологических памятниках и фольклорных данных.
Олег Шапошников, «Руническое Таро»Олег Шапошников – довольно уважаемый в среде рунологов теоретик и практик, автор множества исследований на тему рун, Северной Традиции, шаманизма и биоэнергетики. Не так давно он изложил в своей книге «Руническое Таро» часть своих исследований, до того представленных лишь на его Интернет-сайте. Как и у многих других авторов, большинство материалов этой книги являются результатом личной практики Шапошникова, а некоторые из них имеют довольно сомнительное отношение к древнему искусству, как например соотношение рун и карт Таро (впрочем, столь часто встречающееся у современных исследователей). Однако вызывает уважение стремление автора совместно с коллегами по ремеслу постоянно развиваться, проверяя на прочность все предлагаемые теории.
Основная часть данной книги представляет собой компиляцию из описаний значений отдельных рун различными известными исследователями, уже упомянутыми выше в этой статье, а также коллегами автора по рунической работе и самим автором, включая его соображения касаемо соответствий рун камням, деревьям, цветам и руническим позам. Также приводится описание рунического оракула с оригинальными техниками, включая так называемое «руническое Таро». Излагается собственное мнение автора о «Заклинаниях Одина» и весьма интересная техника работы с Валькнутом в руническом круге. Завершают книгу примеры рунических формул на разные случаи жизни, основная часть которых построена на авторской технике связи рун с переходами между мирами в структуре Мирового Древа.
Книга полна интересных и свежих мыслей, многие из которых хоть и не являются наследием древности, но вполне способны приоткрыть завесу над многими тайнами рун – разумеется, для тех, кто не устает искать. Наибольшая ценность этой книги состоит в множественности изложенных мнений по каждой из рун, что позволяет читателю, не ограничиваясь мнением одного автора, более полно увидеть то, что скрывают руны.
Евгений Колесов и Александр Торстен, «Магия Рун: Футарк Классический и Арманический»Авторы этой книги, возможно, действительно являются мастерами своего дела, опытными и успешными магами, как написано в аннотации к книге, но стремление свалить в одну кучу все известные европейские системы мировоззрения и магические школы не вызывает у меня восторга. Точно так же вызывает, по меньшей мере, недоумение факт декларирования себя, сообразно случаю, мастером какой-то конкретной школы: известно, к примеру, что Евгений Колесов является автором публикаций на тему Каббалы и так называемой «Магии Запада», а в этой книге он фигурирует как «рунолог-консультант».
Практически в самом начале книги мы видим рассуждения о кельтских друидах и Огаме (при чем здесь руны?), а также о «руническом» календаре – как и в случаях множества подобных попыток других исследователей, увязанного со знаками Зодиака и дополненного «календарем друидов». Пожалуй, единственная оригинальность этой попытки заключается в том, что календарь построен против часовой стрелки.
Не более оригинально сравнение системы Древа Миров Северной Традиции с каббалистическим Древом Жизни, с логичным развитием в соотнесение рун и нумерологии. Описанные «рунические ритуалы» щедро сдобрены элементами церемониальной магии, естественно сопровождаемыми заявлениями, что именно так поступали древние рунические маги. Материалы книги пестрят добавлениями к рунам «дополняющих» их значков, приданием смыслового значения количеству рун в формуле, «руническими» раскладами, весьма напоминающими работу с картами Таро и т. п.
Описанные в книге значения рун не отличаются оригинальностью, зато приведены установленные авторами соответствия их картам Таро, знакам Зодиака, числам, деревьям, планетам и божествам скандинавского пантеона (впрочем, и здесь не без путаницы).
Завершает книгу практическая часть с приведенными в ней готовыми руническими формулами на разные случаи жизни, таблицами всевозможных соответствий, а также ритуалами, сопровождаемыми христианскими молитвами. Особое недоумение вызывают имена «северных» богов, якобы являющихся покровителями различных видов животных.
Пожалуй, единственная ценность этой книги – показательный пример того, что стремление быть всем зачастую приводит к становлению ничем. Деятели, подобные Евгению Колесову и Александру Торстену, как я уже писал выше, могут вполне успешно вести собственную практику, но неспособны научить других тому, что называется древним искусством, поскольку сами имеют о нем весьма смутное представление.
Антон Платов, «Магические искусства Древней Европы», «Практический курс рунического искусства»Главная заслуга Антона Платова, отличающая его от многих других авторов – то, что он
рассматривает руны без отрыва от их контекста – Северной Традиции, при этом не исследуя ее с позиции стороннего наблюдателя, а живя в ней. Он рассматривает руны не как инструмент для праздного гадания или «привлечения в жизнь удачи», а как проявление божественных сил в своей собственной жизни и в окружающем мире, на который старается смотреть теми же глазами, что и наши далекие предки.
Антон Платов является, пожалуй, самым плодовитым российским автором в области рун и индоевропейского язычества: на его счету множество публикаций и книг, в том числе художественных, а также переводов иностранных авторов. Кроме этого, он является главным редактором альманаха «Мифы и магия индоевропейцев», в котором публикуются исследования различных авторов на тему наследия наших далеких предков.
Наиболее полно тему рун раскрывают книги Антона Платова «Магические искусства Древней Европы» и «Практический курс рунического искусства». Я бы рекомендовал изучить их обе, и именно в таком порядке. Рассмотрим каждую из них:
«Магические искусства Древней Европы»Эта книга являет собой своего рода фундаментальный труд, повествующий об основах Северной Традиции, рассматривая ее в процессе анализа трех ее ветвей: славянской, кельтской и скандинавской. С начала книги автор раскрывает различные основополагающие принципы Традиции, рассказывая о Мировом Древе, образах и функциях божеств, цикле бытия, инициатической стороне Традиции и многом другом, постепенно подводя читателя к сущности рун как одного из видов магических искусств древности. Рассказывается также и о других видах искусств, в числе которых и магия сейда, и искусство скальдов, и магия предметов Силы…
Я не встречал еще ни одного человека, которого эта книга оставила бы равнодушным. Она позволяет проникнуться духом Традиции, очаровывает, вдохновляет на дальнейший поиск, побуждает прикоснуться к тем тайнам, о которых столь простым языком говорится в ней — по крайней мере, такова была реакция большинства из известных мне людей, прочитавших эту книгу. Разумеется, встречаются и другие мнения: автора корят за излишний романтизм и ненаучный подход к исследованию отдельных Традиций. Наибольшему количеству нападок подвергается материал, посвященный славянским рунам: многие вообще называют это выдумкой автора. Возможно, в какой-то мере это и верно, поскольку Платов изложил не более (но и не менее), чем собственный магический опыт, полученный в процессе работы с теми знаками, что были выделены им как славянские руны. Факт существования славянских рун в таком виде и в таком значении объективно пока не доказан и является предметом пока безуспешных споров, поэтому до окончательного решения этого вопроса можно с одинаковым успехом выбрать ту или иную позицию в отношении него.
Не менее спорным является вопрос соотнесения Старшего Футарка с «группами рунической магии» в тексте эддической песни «Речи Сигрдривы». Разумеется, в Старшем Футарке все имеет значение, в том числе возможность разделить его на восемь групп по три руны в каждой, но соотнесение этих групп с теми, что описаны в «Речах Сигрдривы» многим исследователям рун кажется ошибочным – зачастую далеко не очевидны соответствия значений рун в группах и смысловых значений названий групп, как и их описания в эддическом тексте.
«Практический курс рунического искусства»В этой книге Антон Платов в соавторстве с Алексом ван Дартом, в целом повторяя материалы своего более раннего труда «Руническая магия», частично вошедшего в «Магические искусства Древней Европы», представляет читателю практическое руководство по самостоятельному освоению основ искусства рунической магии. В книге, вместе с теоретическими сведениями, изложенными в простой и доступной форме и порядке, оптимальном для поэтапного изучения рун, приводятся практические советы по освоению, закреплению и применению знаний, полученных в результате изучения теоретического материала. После экскурса в историю возникновения и применения рун даются сведения о руническом письме, различных рунических рядах, включая славянские руны, и о практике рунической мантики (гадания). Вторая часть книги посвящена собственно основам практической магии рун: рассказывается о различных видах и способах применения рун, о предметах и материалах, используемых для нанесения рун (здесь приводится мнение автора о магических свойствах деревьев и металлов – редкость среди литературы о рунах), о рунических текстах и, достаточно кратко, о «рунической йоге». Заслуживает внимания руководство по составлению рунических формул различного типа, встречающихся на древних памятниках.
Эта книга не просто рассказывает о существующем Пути под названием «руническая магия», как большинство других книг «о магии». Она позволяет читателю сделать несколько шагов в этом направлении, почувствовав его вкус, ощутить малую толику радостей и трудностей, ждущих его на этом Пути, и решить для себя, идти ли дальше.
Разумеется, прочитавший эту книгу тут же не станет мастером рун и всемогущим магом – сведений, изложенных в ней и времени, затраченного на описанную практику, явно будет недостаточно для этого. Но прошедший этот курс уже будет знать и на собственном опыте понимать, что руническая магия есть не где-то у кого-то, а в его собственной жизни, и ее дальнейшая роль в его жизни зависит от него самого. И от воли богов, разумеется.
Завершая свой обзор, я должен сказать, что согласно сведениям из исторических и литературных источников, в древности далеко не все были мастерами рун. Магия рун – это один из многих жизненных Путей, которыми может идти человек. Необходимо посвятить жизнь освоению этого искусства, чтобы добиться сколько-нибудь заметных успехов. Впрочем, потребности у людей разные: кому-то достаточно поверхностного знакомства с рунами, кто-то хочет научиться удовлетворять свои повседневные потребности с помощью магии, а кто-то находится в постоянном поиске. Потребности первых и вторых в настоящее время вполне удовлетворены, а третьим всегда будет мало, и когда-нибудь они издадут собственные книги, опровергающие или поддерживающие теории сегодняшних авторов. Сформировать собственное мнение, изложить его и издать на суд читателя – уже поступок, достойный уважения (если только он не продиктован чисто коммерческим интересом). Поэтому в заключение своей статьи я хотел бы выразить благодарность каждому из авторов за то, что он сделал это и сыграл свою собственную роль в возрождении древнего искусства, и пожелать успехов и удачи Вам, уважаемый читатель, на пути его освоения.
Zigwult, 2006
Скачать вышеперечисленные книги можно в следующей теме: Литература по рунам