На сегодняшний день существует несколько колод тароччи Висконти-Сфорца, которые включают в себя первые из известных карт Таро. Репродукция, сделанная в 1975 году, наиболее полной из этих колод, - колода тароччи Пирпонт Морган-Бергамо, чьи оригинальные карты поделены между Библиотекой Пирпонта Моргана, Нью-Йорка и Академии Каррары и частной коллекцией семьи Коллеони, Библиотекой Бергамской и Итальянской - это важное событие для коллекционеров Таро и исследователей истории искусства.
Италия славится тем, что именно там были созданы несколько наиболее ранних из известных колод тароччи, содержащих в себе мистические и аллегорические козырные карты. В течение пяти столетий провокационная символика двадцати двух карт Старших Арканов продолжает интриговать историков искусства, художников и оккультистов. Более пятисот лет дизайнеры и художники карт с точностью сохраняли основную символику карт Старших Арканов, в то же время зачастую добавляя свои личные интерпретации в форме небольших модификаций к дизайну, основываясь на моде, событиях и актуальных темах своего времени. В ведущих музеях, библиотеках и личных коллекциях находятся сотни таких различных дизайнов Таро, работы таких художников, как Бонифацио Бембо (гений XV столетия), современные художники, такие как Сальвадор Дали и Ларри Риверс, а также множество других менее известных, но талантливых художников, таких как Пасела Колман Смит (колода Райдера-Уэйта), леди Фрида Харрис (карты Кроули «Тот»), Фергус Холл (карты таро «Джеймс Бонд 007»), Дэвид Палладини (Таро Водолея) и Доменико Бальби (колода Бальби). Развитие символизма таро в течение последних пяти столетий, начиная с ранних известных итальянских карт тароччи, - это интригующая история.
ТерминологияТермин «trionfi» (итал. «триумфы» - прим. перев.) использовался в Италии в XV столетии для обозначения двадцати двух карт Старших Арканов. Термин «тарокки» (tarocchi) вошел в употребление в Италии немного позднее, в начале XVI века, и поначалу он относился к двадцати двум картам Старших Арканов, а затем стал обозначать всю колоду из семидесяти восьми карт, включающую в себя 22 Старших Аркана и 56 Младших Арканов, или карт, имеющих масть. Слова «тарокки» и «тарокко» зачастую используются как взаимозаменяемые, несмотря на то, что в действительности «тарокки» - это форма множественного числа слова «тарокко». «Tarot» - французское слово, являющееся производным от «tarocchi», вошло в широкое употребление в английском языке. Когда произносится слово «tarot», то последняя «t» не читается.
МакГрегор Мазерс в 1888 г. описывал несколько анаграмм, происходящих от слова «taro»:
Tora - закон (иврит)
Troa – врата (иврит)
Rota – колесо (латынь)
Orat – говорит, спорит или умоляет (латынь)
Taor или Taur – египетская богиня тьмы
Ator или Athor – египетская Хатхор, богиня радости
Термин «козыри» (англ. «trumps») происходит от латинского слова «triumphi» (т.е. триумфы, - прим. перев.). Двадцать две козырные карты, также известные как Старшие Арканы, или карты Великих Арканов, содержат в себе каждая символическое или аллегорическое изображение. «Arcana» (Т.е. «арканы». – прим. перев.) – это латинское слово, обозначающее нечто таинственное или тайное; итальянское слово «arcana», происходящее от латинского слова, обладает тем же самым значением. Козыри также известны на французском как «atouts» и на итальянском как «atutti». «Atouts» - слово, обозначающее карты большего значения, чем остальные, то есть «a tous» или «a tutti» (франц. и итал. «во всем») превосходящие остальные.
Некоторые исследователи считают, что слово «tarot» происходит от термина «tarotée», которым обозначали дизайн рубашки ранних карт, - он представлял собой множество перекрещивающихся сплошных или пунктирных линий различной ширины. Однако вероятно, что слово «tarotée» происходит от «tarocchi», поскольку слово «tarocchi» использовалось раньше, чем «tarotée». В статутах парижской гильдии изготовителей карт от 1594 года картье называли себя «tarotiers» (таротье), что является иной формой, образованной от слова «tarot».
Антуан Кур де Жебелен написал в конце XVIII столетия исчерпывающий трактат под названием «Monde Primitif» («Первобытный Мир»), где рассказывалось о различных аспектах древней цивилизации. Он выдвинул предположение о том, что слово «tarot» было составлено из египетских слов «tar», означающего «путь» или «дорогу», и «ro», «ros» и «rog», что означает «царь» или «царский».
Нэнси Фуллвуд в 1929 году описывала таро в его значении «царского пути». Фуллвуд настаивала на том, что существует семь царских путей, которые одновременно являются сферами бытия и великими первоначальными силами, управляющими жизнью. «Pano tarot» проводит свои вибрации сквозь вселенную как Духовный Ум. Вибрации «Fano tarot» созидают во вселенной Силу Сердца. «Tano tarot» проводит свои вибрации сквозь вселенную как Сила Материального Здоровья. Вибрации «Sano tarot» созидают Силу Вдохновения, вибрации «Rano tarot» - Силу Веры, а вибрации «Gano tarot» - Силу Вселенской Любви. Вибрации «Ono tarot» производят Силу Надежды во вселенной. В целом же через эти семь таро боги направляют искателя истины.
Веками игральные карты также называли «Иллюстрированной Книгой Дьявола», «Библией Дьявола», раскрашенными картонками и языческими идолами. Как бы их ни называли, символические и аллегорические карты захватывали воображение благородных и могущественных, бедных и беспомощных. В самом деле, таро вызывали интерес у людей всех слоев общества, финансового положения и областей деятельности.
Карты Старших АркановДвадцать два символических и аллегорических Старших Аркана изображают и создают непрерывные и постоянно меняющиеся физические и духовные силы, затрагивающие человечество. Для некоторых козырные карты представляют собой набор иллюстраций – процессию важных событий в жизни.
Вероятно, наиболее старый список стандартного набора козырей содержится в рукописи проповеди против азартных игр, написанной в конце XV столетия. Автор этой рукописи, священник, описывает и осуждает игру в кости и обычные карты, состоящие из четырех мастей: чаш, монет, мечей и посохов. Затем он перечисляет названия козырей следующим образом:
1. Primus dicitur El bagatella (et est omnium inferior) [«Первым назван Бездельник, человек, занимающийся пустяками, и он ниже всех»] (Маг или Фокусник)
2. Imperatrix (Императрица)
3. Imperator (Император)
4. La papessa (O miseri quod negat Christiana fides [«О несчастные, кого отрицает Христианская вера»]) (Папесса или Верховная Жрица)
5. El papa (O pontifex cur, etc. qui debet omni sanctitate polere, et isti ribaldi faciunt ipsorum capitaneum [«О понтифик, почему, и проч., кто должен быть исполнен всякой святости, и эти мошенники делают своим капитаном»]) (Папа или Иерофант)
6. La temperentia (Умеренность)
7. L’amore (Любовники или Любовь)
8. Lo caro triumphale (vel mundus parvus) (Триумфальная Колесница или Малый мир (Микрокосм))
9. La forteza (Сила)
10. La rotta (Колесо)
11. El gobbo [Горбун] (Отшельник или Отец-Время)
12. Lo impichato (Повешенный)
13. La morte (Смерть)
14. El diavolo (Дьявол)
15. La sagitta (Стрела)
16. La stella (Звезда)
17. La luna (Луна)
18. El sole (Солнце)
19. Lo angelo (Ангел)
20. La iusticia (Справедливость, Правосудие)
21. El monde (cioe Dio Padre) (Мир, т.е. Бог Отец)
22. El matto sine nulla (nisi velint) [Дурак, «ничего не имеет (если не желает)», или «дальше никого нет (если не желают <поставить>)»](1. – Перевод с латыни выполнен Вирр Арафель. – прим.)
Фрагмент рукописи XV века «Sermones De Ludo Cum Aliis».
В правой нижней части страницы представлен древнейший из сохранившихся до наших дней список Ату.
Интересно отметить, что приведенная последовательность Старших Арканов и несколько названий отличаются от популярных ныне версий. «Императрица» – на втором месте, «Папесса» смещена на четвертое место. «Башня» названа «Стрелой», напоминая о подобном стреле луче, ударяющем в верхушку башни. «Справедливость» заменена «Ангелом». В рукописи ясно присутствует различение карт и козырей, что свидетельствует о том, что они не формировали единую игру, а существовали по отдельности. Согласно данной рукописи, нет в мире сем большей мерзости пред Богом, чем игра в козыри, насмехающаяся над христианской верой посредством изображения ангелов, кардинальных добродетелей, Папы и Императора на картах.
Римские цифры, появляющиеся на Старших Арканах, записываются то в стандартной форме римских букв, то как последовательность этих цифр, записанная с применением вычитания. Так, карта под номером четыре может быть записана и как «IIII», и как «IV», сообразно вычитательному принципу, ставшему популярным в эпоху Средневековья и используемый в качестве стандарта в наше время.
Двадцать две карты Старших Арканов в большинстве колод таро, опубликованных в Америке и Европе, содержат названия на английском, французском, итальянском или немецком языке.
Исследуя двадцать две карты Старших Арканов, можно вычленить из них несколько отдельных групп. Эмиль Грийо де Живри в 1929 году отмечал, что есть шесть персонажей, относящихся к человеческому обществу: Императрица и Император, Верховная Жрица и Папа, Жонглер и Отшельник. Есть два аллегорических персонажа: Дьявол и Смерть. Если мы предположим, что Повешенный представляет собой Благоразумие, в таком случае есть и четыре кардинальные добродетели: Справедливость, Сила, Умеренность и Благоразумие. Три астрономических элемента следующие: Солнце, Луна и Звезда. Две карты относятся к роли судьбы в жизни человека - это Влюбленные и Колесо Фортуны. Наконец, есть и четыре элемента космической фатальности - это Колесница, Дом Божий, Суд и Мир.
Иное разделение двадцати двух карт Старших Арканов возможно посредством присоединения этих карт к одной из мастей: мечей, жезлов, кубков и монет. Первая и последняя карты, Маг и Мир, могут оставаться вне групп, или же их можно определить в группу жезлов. Карта «Маг», на столе которого располагаются символы всех четырех мастей, очевидно может быть отнесена к любой из четырех групп.
Авторы работ, посвященных Таро, предпринимали многочисленные попытки по определению астрологических соответствий двадцати двух карт Старших Арканов. Освальд Вирт в 1927 подвел некоторый итог этим попыткам, начавшимся с Эттейлы в конце XVIII столетия; мы ясно можем видеть, насколько разнородными были точки зрения на этот счет.
Таблица астрологических соответствий двадцати двум Старшим Арканам,
на основании сочинений семи авторов
Некоторые исследователи рассматривали всю последовательность из двадцати двух карт Старших Арканов как воплощение синтеза всего знания и описания всех событий в жизни отдельно взятого человека. МакГрегор Мазерс описал следующую серию взаимосвязанных идей, основанных на картах Старших Арканов:
Человеческая воля (I Маг), просвещенная наукой (II Верховная Жрица) и проявленная действием (III Императрица), должна реализоваться (IIII Император) в поступках милосердия и благодеяния (V Иерофант). Мудрый выбор (VI Влюбленные) приведет к победе (VII Колесница) через равновесие (VIII Справедливость) и благоразумие (VIIII Отшельник), преодолевая непостоянства фортуны (X Колесо Фортуны). Сила духа (XI Сила), освященная самопожертвованием (XII Повешенный), восторжествует над бедствиями (XIII Смерть), и такое мудрое сочетание (XIIII Умеренность) позволит бросить вызов судьбе (XV Дьявол). Какое бы несчастье ни приключилось (XVI Башня), всегда звезда надежды (XVII Звезда) сияет сквозь сумерки иллюзии (XVIII Луна), вплоть до окончательного достижения счастья (XVIIII Солнце) в конечном итоге (XX Суд). С другой стороны, безумие (Дурак) принесет лишь дурные плоды (XXI Мир).
Карты Младших АркановПятьдесят шесть карт, называемые Младшими Арканами или Малыми Арканами, делятся на четыре масти. К каждой масти принадлежит четырнадцать карт. Четыре придворные карты, также называемые «coate», костюмированными или фигурными картами: это король, королева, рыцарь и паж. Десять нефигурных, или нумерованных карты, представлены в последовательности от десяти до туза, символы же масти - меч, посох, чаша или монета - изображаются в количестве, соответствующем номеру карты, для удобства распознавания карты. Так семь мечей обозначают семерку мечей.
Происхождение мастейИзготовители карт с ранних времен и до настоящего времени стремятся вводить разнообразие знаков мастей, включая звезды, стрелы, птиц, собак, соколов, зеркала, колонны, луны и якоря, но ни одно из этих новшеств так и не стало популярным. На сегодняшний день в Соединенных Штатах, Соединенном Королевстве, Франции, Италии и определенных других европейских странах распространенными являются следующие масти колод Таро:
Рихард Эттингхаузен (Richard Ettinghausen) в 1974 году написал «Дальнейшие комментарии к игральным картам мамлюков», в которых приводится репродукция бумажного фрагмента из Музея Исламского Искусства (Каир), вероятно представляющий собой раннюю египетскую придворную карту. На ней изображен король (?) и большая птица. Если это фрагмент придворной карты, а не просто зарисовка из дворцовой жизни, в таком случае она могла бы занять место одной из ранних существовавших в Египте карт, и таким образом послужила бы основанием для подтверждения теории о том, что ранние карты развились из египетского источника. Широко распространено мнение о том, что масти карт представляют собой четыре касты, существовавшие вдоль реки Нил в древние времена.
Согласно другой популярной теории, масти представляют собой четыре сословных группы в Средневековой Европе: мечи (пики) – рыцари, знать и аристократия; жезлы (трефы) – крестьяне и низшие сословия; кубки (черви) – клир и иные относящиеся к церкви группы; монеты (бубны) – коммерческий класс. Другие авторы связывают четыре масти с четырьмя предметами, которые держит в своих руках индийское божество Вишну и составное божество Ардханари.
Галькоттус Мартиус (Galcottus Martius) в период между 1488 и 1490 годом упоминает следующие масти, используемые в карточной игре: мечи (swords), копья (spears), чаши (cups) и деревенские буханки хлеба (country loaves of bread). Пьетро Аретино (Pietro Aretino) в середине XVI века в «le carte parlare» (фр. «говорящие карты») именует карты опасной игрой, в которой мечи заставляют вспомнить о смерти тех, кто отчаялся и потерял рассудок от игры, посохи или жезлы – о наказании тех, кто жульничает, кубки – о вине, в котором утопают споры игроков, а монеты – о том, что поддерживает и питает игру.
Ранние французские писатели связывают четыре масти с войной. Пики обозначают тайники или склады с оружием, необходимым для битвы. Трефы (trefles) представляют обыкновенные луговые растения и демонстрируют, что генерал никогда не должен располагать войсковой лагерь в местах, где будет недостаточно фуража для лошадей или куда сложно будет его доставить. Червы представляют храбрость и лидерские качества офицеров, а бубны – прочные и тяжелые стрелы, которыми стреляли из аркебузы.
Знаки мастей Таро: На большинстве колод, произведенных в Италии, Франции и других странах, изображены итальянские масти Таро. Слева направо: мечи, жезлы, чаши, монеты. В большинстве колод Таро мечи – искривленные, соединяются друг с другом в начале и в конце, в то время как жезлы изображаются прямыми и пересекаются друг с другом в центре. Таким образом можно различать мечи и жезлы, которые в традиционных колодах иногда изображаются весьма сходными между собой. На рисунке приведены карты из следующих колод (сверху вниз): Tarot of Marseilles, 1JJ Swiss tarot, Vandenborre tarot, Tarocchi Piedmontese.
Коваррубиас (Covarrubias) в начале XVII века предположил, что четыре масти в игральных картах предназначены для обозначения самых губительных и смертельных опасностей для человечества. Первая масть, мечи, символизирует человека в бою. Трефы (дубины), менее эффективное в бою оружие, пришло на смену кулакам, и в конечном счете были заменены в бою на превосходящие их мечи. Кубки, которые, казалось бы, были изобретены для поддержания жизни, стали источником неисчислимых драк и ссор. Наконец, не менее опасными, чем железные мечи и деревянные дубины, являются золотые монеты – богатство, толкающее людей на грабежи и убийства. Таким образом, мечи и дубинки – это символы насилия, чаши – пьянства и беспорядков, а монеты – жадности и преступления.
В противоположность этому взгляду некоторые считали знаки мастей символами четырех добродетелей, а именно: справедливости (меч), силы духа (дубина), веры (чаша) и благотворительности (монета).
Кроме того, четыре масти рассматривали также как образы географические и политические. Согласно этой теории, мечи представляют Восток, дубины – Южную Америку, чаши – Северную Америку, а монеты – Европу. Короли символизируют правительство, королевы – религиозную веру, рыцари – историю и национальную идею, а пажи – искусства и науки. Десять нефигурных карт каждой масти представляют собой различные нации, входящие в состав крупных географических подразделений.
Согласно другим теориям, четыре масти обозначают четыре времени года - весну, лето, осень, зиму - или четыре элемента - землю, огонь, воду и воздух, - или даже четыре буквы еврейского алфавита, составляющие имя Yod-He-Vau-He, транслитерируемое как JHVH и обозначающее Иегову (Jehovah) или Бога.
Многие оккультисты считают, что четыре масти колоды таро соответствуют четырем мирам каббалистов и четырем элементам алхимиков. Так, масть жезлов соответствует Миру Ацилут и огню, масть чаш соответствует Миру Бриа и воде, масть мечей соответствует Миру Ецира и воздуху, масть пентаклей или монет соответствует Миру Ассиа и земле.
Придворные картыПервоначально эти карты назывались термином «coate», с отсылкой на ниспадающие мантии, в которые облачены изображенные на них фигуры; карты, на которых изображены фигуры в полный рост, в конечном итоге стали известны под названием придворных или портретных карт.
Колода стандартных игральных карт содержит в себе три придворные карты, в то время как в колодах таро присутствуют четыре карты благодаря добавлению рыцаря. Придворные карты в колоде таро называются:
Согласно одному из толкований костюмированных фигур в стандартных колодах, королева пик, на французских картах именованная как «Паллада» (Pallas), символизирует Жанну д’Арк, Орлеанскую Деву. Если это действительно имеет место быть, и если такое отождествление было сделано с целью почтить ее память, в таком случае, оно должно было произойти в период после 1421 года, когда она оказала французскому народу столь значимую службу, и, вероятно, до окончания правления Карла VII, умершего в 1461 году. Вот соответствующие имена других придворных карт:
Пьер Габриэль Даниэль (Pere Gabriel Daniel) в своем сочинении «Memoire sur l'origine du jeu de piquet trouve dans l'histoire sous le regne de Charles Vll» высказывает предположение о том, что четыре королевы представляют четыре основных женских персонажа, живших во время правления Карла VII. Королева пик, Паллада, это девственная богиня войны и мудрости, и она поразительно похожа на Жанну д’Арк, в которой сочетаются атрибуты этой богини: воинственный характер, мудрость и целомудрие. Таким образом, заключает Даниэль, вероятно, за ее заслуги Карл VII выделил ей место в этой военной игре. Королева треф зовется «Аржиной», и имя это является анаграммой имени «Регина» (Regina), и потому представляет Марию Анжуйскую, жену Карла VII. Рахиль, бубновая королева, прославляется в Священном Писании за ее красоту, и потому она была избрана для того, чтобы представлять любовницу Карла, Агнессу Сорель, прозванную Дамой Красоты (Lady of Beauty). Юдифь, королева червей, отождествляла собой Изабеллу Баварскую, мать Карла VII.
Ожье – рыцарь, сражавшийся под командованием Карла Великого, несмотря на то, что он был включен в масть пик, а не в масть червей. Ланселот – рыцарь при дворе Короля Артура. Считается, что Ля Гир был на службе Карла VII, и, возможно, он символизирует рыцаря XV века, Стефана де Виньоля, которому часто приписывают создание эскизов французских придворных карт и обозначений мастей в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Гектор был троянским воином. За последние несколько веков появилось множество вариаций этих фигур, и особенно активно их разработкой занимались французские изготовители карт.
Семерка Жезлов. Верхний ряд, слева направо: геометрические изображения в колоде 1JJ Swiss Tarot, Spanish tarot, Tarot Classic. Нижний ряд: сценические иллюстрации из Aquarian Tarot, Rider-Waite tarot, Royal Fez Maroccan tarot.
Нефигурные картыНефигурных карт десять, причем в каждой из мастей Младших Арканов есть туз. Следуя традиции, на нефигурных картах в колодах таро изображаются символы масти, к которым они принадлежат, при этом повторяются соответственное число раз в виде геометрического узора, например, шесть мечей, пять кубков и четыре монеты. Начиная с 1910 года, когда была создана колода Райдера-Уэйта, стали появляться многочисленные колоды с иллюстративными изображениями на нефигурных картах вместо традиционных геометрических знаков масти. Знаки масти обычно вписываются в общий дизайн карты, в результате чего иллюстрированные нефигурные карты становится проще интерпретировать в процессе дивинации. В число колод, где на нефигурных картах изображены иллюстративные сцены, входят следующие: «Acuaria tarot» (Таро Водолея), «Aquarian tarot» (Таро Водолея), «British tarot» (Британское таро), De Laurence tarot (Таро де Лоренса), «Dynamic Games tarot» (Таро динамичных игр), Egipcios tarot (Египетское таро), Etteilla tarot (Таро Эттейлы), Hoi Polloi tarot (др.-греч. οἱ πολλοί, hoi polloi – «множество» или «большинство» – прим. перев.), «II Destino Svelato Dal Tarocco» (Предсказание судьбы по Таро), «Mountain Dream tarot» (Таро сновидения в горах), «The New tarot» (Новое таро), «Odell tarot» (Таро Оделла), «Ravenswood Eastern tarot» (Восточное таро Рейвенсвуда), Rider-Waite tarot (Таро Райдера-Уэйта), «Royal Fez Moroccan tarot» (Королевского марокканское таро Феса), «Sheridan/Douglas tarot» (Таро Шеридана/Дугласа), Тантрическое таро, «Taro Adivinhatorio and Xultun tarot» (Таро дивинационное Зултуна).
Дизайн рубашки колод ТароОпознавание изображений на оборотной стороне карт может помочь в деле идентификации самой колоды. При изучении старинных карт одинаковый дизайн оборотной стороны всех семидесяти восьми карт позволяет убедиться в том, что карты относятся к одной колоде, они не перемешались с картами другой колоды.
На некоторых итальянских колодах рубашки представляют собой узоры из красных или синих звезд, волнистых линий с точками, геральдического горностаевого меха, а также диагональных линий. Порой на рубашках присутствуют надписи, например: «al Mondo», «Milano» и «Ferrara».
На французских экземплярах рубашки весьма разнообразны по своему дизайну: это изображения шестиугольников со вписанными в них солнцами, зеленые, коричневые и красные пятна, ромбы с вписанными в них крестами или солнцами, горностаевые пятна, узоры из звезд, а также обычный дизайн для таро (tarotée) в виде перекрещивающихся линий.
Дизайн рубашек карт Таро
Вариации размеров карт Таро
1. Тароччи Висконти-Сфорца Пирпонта Моргана-Бергамо, 2) Великое Таро Беллин, 3) Цыганское таро, 4) таро «Тот» Алистера Кроули, 5) Таро Зултуна, 6) Таро Освальда Вирта, 7) Марсельское Таро, 8) Таро Райдера-Уэйта, 9) Таро Водолея, 10) Таро «Сон в горах», 11) Классическое Таро и 1JJ таро, 12) Таро «Церкви Света», 13) Миниатюрное таро «Райдера-Уэйта», 15) «Самое минималистическое в мир Таро Уэйта»
Стандартные колоды из пятидесяти двух картВ большинстве западных стран для стандартных колод игральных карт используются так называемые французские знаки масти: это пики, трефы, червы и бубны. Однако некоторые страны сохраняют собственные традиционные знаки масти, как показано на иллюстрации, где приводится сравнение стандартных знаков масти в Соединенных Штатах и в Европе.
Некоторые ученые считают, что стандартная колода игральных карт, в которую входит пятьдесят две карты, происходит от ранних колод тароччи: рыцаря и пажа объединили, получив таким образом карту «Валет», а двадцать две карты из колоды исключили (за исключением «Дурака», ставшего джокером). Есть основания полагать, что в стандартных итальянских и французских колодах был просто пропущен рыцарь. В испанской традиции исключили королеву, и потому в испанских колодах есть «Rey» (король), «Caballo» (рыцарь) и «La Sota» (помощник). В немецкой традиции в колоде есть «Konig» (король), а также добавленные «Ober» (обер – «старший валет» – прим. перев.) и «Unter» (унтер – «младший валет» – прим. перев.).
Дурак отсутствовал в традиционных колодах из пятидесяти двух, пятидесяти восьми, сорока и сорока двух карт, вплоть до середины XIX столетия. К тому времени джокер, иногда изображаемый как «дурак», появляется в американских колодах из пятидесяти двух карт. Таким образом, сложно доказать наличие любой непосредственной связи между «Дураком» и джокером, за исключением их очевидной связи с юмором.
Нельзя с уверенностью заявить, что двадцать два Старших Аркана и пятьдесят шесть Младших Арканов первоначально составляли целостную колоду из семидесяти восьми карт. Существует теория о том, что придворные и нефигурные карты Младших Арканов развивались независимо от козырей, и уже впоследствии к ним были добавлены козыри, таким образом сформировав целостную колоду тароччи.
Популярные авторы последнего столетия часто сравнивают колоду из пятидесяти двух карт с календарем.
Пятьдесят две карты в колоде соответствуют пятидесяти двум неделям в году.
Тринадцать карт каждой масти соответствуют тринадцати лунным месяцам в году и тринадцати неделям в каждом квартале.
Четыре масти в колоде соответствуют четырем временам года.
Двенадцать придворных, или портретных карт в колоде, соответствуют двенадцати месяцам в году и двенадцати знакам зодиака.
Кроме того, если мы сложим:
Количество знаков масти на нефигурных картах = 220
Количество знаков масти на двенадцати иллюстрированных картах = 12
Двенадцать иллюстрированных карт, каждой из которых мы присвоим значение в 10 единиц = 120
Количество карт каждой масти = 13
Тогда в итоге мы получим число дней в году – 365
Наконец, если мы сложим все буквы в словах «ace», «two», «three» и т.д., и так до слова «king», то в итоге получим число пятьдесят два. То же самое верно для французского и немецкого языка.
Сравнение двенадцати придворных карт в американских колодах показало, что главным образом восемь лиц на придворных картах смотрят налево, и четыре – направо. Короли и валеты держат мечи или жезлы в левой руке. Все королевы держат цветы. У короля бубнов, у валетов черв и пик есть только по одному глазу. Король бубен держит боевой топор; король треф держит меч, к его поясу прикреплен цветок. Король черв – единственная придворная фигура с четырьмя руками. Большинство королей и валетов изображены с усами.
В XVI веке Якоб Каммерландер (Jacob Cammerlander) написал книгу, в которой описал соответствия каждой нефигурной карты аспектам моральным и духовным. Например, в масти червей пятерка соответствует Пятикнижию Моисея, четверка червей соответствует четырем евангелистам, тройка червей – Троице, а двойка червей – скрижалям с десятью заповедями.
В XVIII веке в книгах стали часто приводить историю о солдате, которого в церкви застали с колодой игральных карт. В течении нескольких лет появлялись различные вариации этой истории, включая и ту модифицированную версию, которая приводится ниже.
Солдатский альманах, Библия и МолитвенникСолдат Ричард Миддлтон (Richard Middleton), или Миделтон (Midaleton), придя на богослужение в церковь вместе с остальными солдатами своего полка, вместо того, чтобы достать молитвенник и следить за текстом, произносимым священником, разложил перед собой колоду карт. Это его странное поведение не долго оставалось незамеченным, на него обратили внимание то ли сввященник, то ли сержант; последний, в частности, потребовал у него убрать карты, и после того, как получил отказ, повел его к мэру, которому и приподнес официальную жалобу на кощунственное поведение Ричарда.
- Что ж, солдат! – сказал мэр. – Чем можешь ты оправдать такое свое странное поведение? Хорошо бы тебе иметь какое-нибудь оправдание, если же у тебя его нет, тогда я позабочусь о том, чтобы тебя сурово наказали.
- Раз вы столь добры, ваша честь, - ответил Ричард, - тогда я объясню вам. Я – бедный солдат, и у меня нет столько денег, чтобы позволить себе купить служебник. Но мне без разницы, прочитаю ли я текст мессы в служебнике, или же воспользуюсь для этого картами, поскольку карты напоминают нам о важности Бога.
Сказав так, Ричард достал свою колоду карт и показал один из тузов мэру, продолжив свою речь следующими словами:
- Когда я смотрю на туз, он напоминает мне о том, что Бог – только один, и в первый день Бог сотворил Землю. Единица – это общая мера всех вещей; она и не делима, и не может быть преумножена. И есть лишь один превосходный разум в интеллектуальном мире – это человек.
Двойка напоминает мне о втором дне творения, когда сказал Бог: «Да будет свет»; двойка также отождествляет собой Ветхий и Новый Завет, а также таинство венчания. Когда звери полевые обретали убежище в Ноевом Ковчеге, то входили в него по парам.
Тройка напоминает мне о Святой Троице – Отце, Сыне и Святом Духе; также, в третий день Бог отделил воды от земли. Также тройка обладает таинственным значением, как о том свидетельствует троякое время, в котором есть Прошлое, Настоящее и Будущее. В человеке есть мозг – интеллектуальное, сердце – небесное, и тело – элементальное. В пространстве также имеется длина, ширина и толщина.
Четыре напоминает о четырех евангелистах – Матфее, Марке, Луке и Иоанне, а также в четвертый день Бог сотворил солнце, луну и звезды, управляющие течением лет, месяцев и дней. Четверка также обозначает прочность и основание; существуют четыре элемента, четыре стороны света и четыре времени года.
Пятерка напоминает мне о пяти великих пророках, избранных Богом, дабы наставлять древних евреев, а также о пяти Мудрых Девах, взявших масло для своих ламп, а также о пятом дне, в который Бог сотворил рыб и птиц. Есть также пять чувств и Пентаграмма, состоящая из пяти букв; пятерка, разделяющая десятку, это сумма всех чисел, а также число справедливости.
Когда я размышляю над картой под номером шесть, я вспоминаю о том, что Бог сотворил мир за шесть дней, и в шестой день Он сотворил животных, обитающих на суше, включая человека, которого сотворил Он по Своему подобию. Шесть – это также совершенное число, поскольку оно, посредством сложения своей половины, трети и шестой части, вновь составляет самое себя. Также оно символизирует тяжкий труд, согласно повелению Божьему: «Шесть дней работай, а день седьмой – отдыхай».
В седьмой день Бог почил от трудов Своих, а также число семь напоминает мне о Семи Чудесах Света. Семь символизирует жизнь, поскольку включает в себя тело, состоящее из четырех элементов: духа, плоти, костей и жидкости, а также душу, состоящую из трех элементов: страсти, желания и разума.
Восемь напоминает мне о восьми праведниках, избежавших Великого Потопа: Ное, его жене, их старшем сыне Симе, втором сыне – Хаме, третьем – Иафете, и жёнах их сыновей. Восьмерка также символизирует справедливость и изобилие. Она делится на две равных части: если разделить ее дважды, то части также останутся равными.
Девятка – число муз, покровительствующих искусствами и наукам, а также девять прокажённых, исцелённых нашим Спасителем.
Десять напоминает о Десяти заповедях, дарованных Богом Моисею на горе Синай на каменных скрижалях. Десять также символизирует полноту, поскольку невозможно совершать счисление после десятки иначе, как с помощью комбинаций других чисел.
Солдат отложил в сторону валет (knave – тж. означает «жулик, мошенник, плут, подлец». – прим. перев) (пажа) и продолжил:
- Смотря на королеву, я вспоминаю о Еве и о царице Савской, а также о смиренной Деве, произведшей на свет Иисуса Христа. Королева, или число двенадцать, соответствует двенадцати знакам зодиака, двенадцати Апостолам, двенадцати коленам израилевым, а также двенадцати вратам Иерусалима.
Король напоминает о Великом Царе Небес и Земли, то есть о Всемогущем Боге, а также об Адаме и Соломоне, сыне Давида и Вирсавии.
Солдат остановился, но, увидев, что допрашивающие с большим интересом слушают его, незамедлительно продолжил:
- Когда я размышляю над количеством карт в моей колоде, то есть о пятидесяти двух картах, то нахожу, что они соответствуют пятидесяти двум неделям в году, и в их числе – двенадцать фигурных карт, соответствующих двенадцати месяцам в году и двенадцати знакам зодиака. Сорок нефигурных карт напоминают мне о сорока днях и сорока ночах, которые Моисей провел на горе Синай, дабы получить от Бога священный закон и заповеди для народа израильского.
- Что же, - сказал мэр, - ты хорошо описал все карты, кроме одной, недостающей.
- Что это за карта? – спросил солдат.
- Валет (knave)[паж], - ответил мэр.
- Не прогневайтесь, ваша честь, - сказал Ричард, - Я приберег эту карту напоследок.
- Почему же? – спросил мэр.
- Потому что я не знаю большего обманщика (knave), - ответил молодой солдат, - чем сержант, приведший меня к вам.
На что мэр улыбнулся и ответил:
- Может быть, он и не самый большой обманщик из всех, кого я знаю, но теперь я точно уверен в том, что он – величайший дурак.
После чего мэр позвал своих слуг, приказал им угостить солдата как следует, дать ему немного денег, и назвал его умнейшим малым из всех, о ком он когда-либо слышал.