Родные души (автор: Владимир Хабаров)
Между живыми родственниками и их предками (их душами), как считают почти все народы мира, существует незримая, но тесная и постоянная связь. Души мертвых представляют интересы живых в ином мире, покровительствуют им и заботятся о них. В основном их "помощь" заключалась в обеспечении хорошего урожая сельскохозяйственных культур.
Даже и сегодня, если человек не ощущает помощи от своего предка, он может обратиться к нему с упреком. Так, свази в Африке говорят:" Почему ты отвернулся от нас? Это плохо с твоей стороны. Заботься о нас так же, как мы заботимся о тебе!"
В свою очередь живые обязаны не только помнить о душах своих родителей и других умерших родственников, но и периодически делиться с ними плодами своего труда, оказывать знаки внимания, уважения и почтения. В противном случае родители все равно "возьмут свое" и вдобавок могут еще и нанести вред живым родственникам и их хозяйству.
В связи с этим в недалеком прошлом индусы считали обязательным ежедневное кормление души умершего. Ему приносили в дар кувшинчик молока и рисовую лепешку, не забывали свежие цветы и даже воду для умывания. Все это клали в небольшое углубление в земле, специально выкопанное возле дверей дома. И сегодня в ряде мест Индии женщины ежегодно приносят пищу черепам своих родственников. Жена, например, глядя на череп мужа, лежащий прямо на земле, тихо разговаривает с его душой. При этом время от времени она прерывает рассказ, низко кланяется черепу и подносит ему блюда с рисом и фруктами.
Большинство народов "кормят" души только своих родственников. Исключение, видимо, составляют лишь китайцы, которые кормят также и души других людей.
А вот родственники древних египтян, заботясь о благополучии душ своих бедных мертвецов, закапывали маленькие гробики, в которые вкладывали деревянные подобия мумии умершего, поблизости от богатого погребения, чтобы душа "ка" бедняка не голодала, а имела возможность питаться от жертвенных даров богача.
Одним из народов, у которых чествование предков превратилось в хорошо организованный, можно сказать, образцовый культ, являются китайцы. В день поминовения предков -- день Цин-мин -- еще в ХIХ -- начале ХХ века глава семейства с утра отбивал поклоны душам предков у домашнего алтаря, принося им в жертву, то есть угощая их 5, 8 или 10 блюдами с мясом, пельменями и вином. Затем члены семьи, захватив с собой приготовленную по этому случаю провизию и все необходимое для обряда жертвоприношения -- курительные палочки, хлопушки и прочее, отправлялись к семейному кладбищу. Каждая семья старалась угостить своих предков как можно лучше.
Китайцы преподносили душам своих предков то, что не додумался, пожалуй, ни один другой народ -- так называемые "жертвенные деньги" -- пачки специально изготовлявшихся в каждом доме нарисованных на белой бумаге "денег". А для того, чтобы эти деньги были для дорогих душ предков более желанными, на них нередко выливали чашку вина. Затем "деньги" сжигали -- только в таком сгоревшем виде они могли иметь хождение в загробном мире. Понятно, что сжигать настоящие деньги для этого было бы совсем ни к чему. Зато это вполне можно сделать с нарисованными. Можно не сомневаться, что души предков были весьма довольны, получая эти "жертвенные деньги", так как на них они могли купить себе много вкусных и полезных вещей.
Если слушатели полагают, что посылка на "тот свет" бумажных денег, бумажной одежды и утвари -- это дела давно минувших дней, что уж сегодня-то люди не верят в то, что в загробном мире пользуются этими изделиями из бумаги, то они глубоко ошибаются. На острове Тайвань не просто разделяют древние верования о необходимости снабжения всем этим умерших, но и приводят эти представления в соответствие с современной жизнью. Если в старые времена китайцы изготовляли деньги для душ мертвых путем простого их изображения на бумаге, то их современники отказались от этой подделки и уже типографским способом печатают для этой цели специальные банкноты. На них, однако, нельзя купить акции или заказать ужин в ресторане. Они предназначены только для хождения в потустороннем мире.
Обряды поминовения душ -- "Бон" еще недавно происходили и в соседней Японии. Трогательными, как и в Китае, были встречи и угощения "дорогих гостей". Но особенно им запоминались проводы. Судите сами. В последний день Бон готовили так называемые прощальные клецки, которые должны были поддержать силы душ предков перед их возвращением в загробный мир. А для того, чтобы души не заплутались отправляясь на "тот свет", в ночь полнолуния члены семьи выходили их провожать с зажженными фонарями. Иногда фонари вешали на высокую сосну, а затем, видимо для того, чтобы душа не залезла в чужую могилу, заботливо ставили ее и на могилу.
Так же как и в Китае, в Японии души провожали не только к кладбищу, но и к воде. Для них спускали на воду фонарики с зажженными свечами. А для того, чтобы души не проголодались по пути в свой загробный мир, в ряде мест вслед им бросали в воду баклажаны, дыни и арбузы.
Обычай кормления душ предков имеет давнюю традицию и на Руси. Древние славяне на пирах в честь умерших бросали куски... под стол. Они считали, что там присутствуют души умерших, которые питаются запахом и паром от мяса.
В конце ХIII -- начале ХIV века на Руси в четверг приготовляли для душ умерших мясо, молоко, яйца. Для них же топили баню, лили воду на печь, сыпали посреди бани пепел, чтобы след остался, и приглашали: "мойтесь". Не забывали положить в предбаннике полотенце и чистое белье -- негоже чистым душам ходить в грязном.
Еще в ХIХ веке среди славян имело место широкое распространение "кормления" мертвецов, приготовление для них ритуальной трапезы. У белорусов праздник "дзядов" (т.е. дедов) был одним из основных в системе их обрядности. В день поминовения умерших, в избах зажигались свечи, а окна и двери отпирались, чтобы души почивших могли войти. После молитвы семья садилась за стол, начиналась ритуальная трапеза. У бедных на том вечере было до семи блюд, у богатых же -- до одиннадцати и больше, но обязательно нечетное число (нечетное число связано с миром мертвых).Во время трапезы из каждого блюда откладывали понемножку на угол стола -- угощение для душ предков. Эта пища оставалась на скатерти нетронутой до самого утра.
В прошлом веке, по свидетельству собирателя русских обычаев и обрядов М. Забылина, в Белоруссии, если поминовение умершего происходило вдали от кладбища, стол накрывали дома и по окончании поминок его хозяин вывешивал за окно полотенце. На конце полотенца остававшегося в избе ставилась рюмка водки или стакан воды и клалось по кусочку всех кушаний, приготовленных на поминки.
На Украине души умерших угощали медом: после возвращения с кладбища на стол ставилась тарелка с медом. Слетающиеся на этот мед мухи принимались за души прилетевших полакомиться родителей.