Как вы отдыхаете? – А мы и не устаем!
А как вы расслабляетесь? - А мы и не напрягаемся!
Народная мудрость
Ко Мне недавно обратилась клиентка, с просьбой помочь ей. Жаловалась на хроническую усталость. Она стала нервозной, быстро уставать, ее продуктивность и память резко снизились из-за того, что она взвалила на себя непосильную ношу - параллельно училась вождению, работала и сдавала экзамены в университете.
Когда-то, будучи еще студентом медицинского вуза, на первых курсах обучения - когда поток информации был огромным, а для отдыха было совсем мало времени, Я, изучив литературу, понаблюдав и поговорив с наиболее успешными товарищами и старшими коллегами, разработал для себя весьма эффективную систему учебы - отдыха и с тех пор использую ее. Обучал этому студентов, коллег. Рассказал ей – внедрила – помогло. Хочу теперь поделиться с Вами - умной, профессиональной, много работающей аудиторией. Надеюсь, Вам, вашим клиентам, если Вы много работаете и/или учитесь - эти знания будут полезны.
Итак, первое, что важно учитывать, так это то, как устроены наши с вами биоритмы. В течении дня и ночи наша активность волнообразно изменяется. То идет подъем, то снижение активности. Это происходит и каждые три часа, а если человек устал, то он ощущает и каждые полтора часа, - наша активность то повышается, то снижается. Во время подъема у нас прилив сил, бодрости, высокая работоспособность, устойчивое внимание, хорошая память. Во время снижения актривности внимание отвлекается, интерес к работе уменьшается, чувствуется усталость. Трехчасовой цикл начинается с момента нашего пробуждения, и продолжается весь день. Кстати, спать лучше кратно полутора часам – если проснемся посредине полуторачасового ритма – может быть ощущение, что встать встал, а проснуться не проснулся. А ложиться спать лучше когда хочется спать.
Чтобы обнаружить собственный ритм, вспомните, во сколько Вы встали. Прибавьте три часа. Как Вы чувствовали себя в это время? Усталость? Снижение активности? Вам хотелось спать?
Кто учил экзамены, может вспомнить как перед учебой, особенно если предмет был сложным, внутренне готовился к учебе - делал все дела, которые только можно, разговаривал, кушал, а потом наконец садился или ложился учиться и... Засыпал на первой странице! В это время ритм активности шел на спад!
Память и внимание связанны с нашей активностью, но для них время наступления усталости еще меньше. Об этом теперь подробнее!
Наилучшим образом наши память и внимание работают в течении 35-40 минут - как в школе в уроки. То есть во время работы или учебы в течении полуторачасового цикла хорошо через 40 минут сделать перерыв на 10-15 минут. В течении трехчасового цикла получается, что Вы работаете или учитесь 4 раза по 40 минут и отдыхаете 3 раза по 10-15 минут. См рисунок.
После трехчасового цикла работы важно отдохнуть полтора часа. Если вы не отдыхаете каждые три часа по полтора часа, ваша работоспособность будет быстро снижаться. К вечеру Вы будете малоэффективны и сонливы.
Если это обычный день, то интенсивно работать лучше 2 цикла по 3 часа. Если это подготовка к экзаменам, или важная экстренная работа, то работать можно и 3 цикла, но тогда важно еще заниматься спортивными упражнениями и хорошо высыпаться – чтобы восстановить силы. Таких дней в неделю делать не больше 5 – на выходные 2 дня непрерывного отдыха.
Когда вы изучаете что-то в течении длительного времени, например иностранный язык, пишите диссертацию, важна регулярность и время. Этим хорошо заниматься каждый день по полтора часа в одно и то же время каждый день.
Клиентка восстановила память и внимание уже через 3 дня. Мы созвонились – бодрым голосом Она сообщила, что настроение улучшилось и интерес к учебе восстановился.
К слову, когда Я писал диссертацию, Я делал это каждый день, по полтора часа. Описал материал и оформил за восемь месяцев.
Изучал английский язык - он был необходим для преподавания и чтения лекций для англоязычных студентов, тоже по такой же системе, каждый день по полтора часа, в одно и то же время.