Каббала, одна из древнейших религиозно-философских систем, рассказывающая о сотворении мира. В нее вошли более ранние эзотерические знания, существовавшие в аккадской, зороастрийской и египетской религиях.
Древо жизни или Древо сефирот одно из основных понятий в каббале. Первое упоминание о сефиротах появляется в «книга Йецира» и получает свое развитие в книгах «Бахир» (Багир) и «Зоар» (Зогар). Каббала, которая в течение веков передавалась в устной форме, эти книги – более поздняя запись каббалистических приданий и в разных источниках упоминаются разные авторы, вплоть до Авраама.
Каббалистическое учение активно развивалось и в средние века, особенно известным стал иудейский богослов Ицхак Лурия Ашкенази, создавший новое направление в мистическом учении Каббала. Он основал «Лурианскую каббалу», которая является основой как сефардской Каббалы с XVI века, так и хасидской Каббалы, появившейся в XVIII веке. Знание основных понятий каббалы – это ключ к масонскому эзотеризму, герметической магии, алхимии и современному Нью-Эйджу.
Схема Древа сефирот имеет свою ценность в том, что оказалась самой удобной системой классификации явлений вселенной и записи их взаимодействий, дающей безграничные возможности для аналитического и синтетического мышления. Это учение рассказывает не только о космогонии (происхождении мира), но и занимается духовными практиками восхождения души к Создателю. Это учение не мертво, не закостенело в постулатах, как многие ветви христианства и иудаизма. Оно живое, развивается и вносит в свое тело новые идеи. На его основе делали свои выводы многие ученые, как древние, так и современные.
Строение Древа Жизни (мироздания) или Древа Сефирот – это результат эманаций Божественного света из Неведомого (Эйн Софт), который создает сосуды сефирот, определенные выражения божественной сущности, проходя по 22 путям (22 буквы еврейского алфавита). Этот свет, проходя от первой сефиры до десятой, постепенно уплотняется вплоть до создания материального мира. Человек не может принять духовный свет таким, каким он исходит от Создателя и он должен «сократиться», пройдя через пласты сефирот. Сами сефирот развертывают перед нами картину возникновения и законов существования мира, принося определенные архетипические образы в нашу Вселенную.
Понятие Эйн Софт, Беспредельного, непознаваемого Бога очень близко с понятием Абсолюта в индуизме. Свет, вибрации начинают проявляться только в Кетер, в первой сефире. У каждой сефиры есть свое имя, также имя Создателя, которое меняется от сефиры к сефире вместе с ее качеством. Меняются и архангелы, которые имеют власть в сфере этих вибраций, чьими руками Божественное создает новые идеи и формы.
Эйн Софт
Нет абсолютно никакого пути постичь его, ни мыслью, ни созерцанием, потому что он абсолютно невообразим и бесконечно далек от любого вида мысли. Когда Бог задумал сотворить миры (совершить нисхождение), а в этот момент он заполнял все пространство и вне и внутри которого ничего не могло быть.
Сефирот
Три верхние Сефирот назывются «Сефирот разума»:
Кетер – корона, венец, первопричина, духовные формы, мир Архетипов. Луч проецируется в точку.
Хокма – мудрость, источник, рождающий идею-эмбрион, включающий в себя пока что неизведанные возможности. Заключает в себя общий план творения. Здесь точка разворачивается в линию
Бина – понимание, интеллект, познание, являет Божество в его женской ипостаси. Возможность создание первозданных форм. Великая мать или Горняя Шехина. Линия становится плоскостью.
Даат - Ключ к познанию шести сефирот, составляющих «Малый Лик Творца»
Семь нижних сефирот называются «Сефирот чувства»:
Хесед - милосердие, милость, воплощает принцип неограниченного расширения, символизирует беспредельную силу Господней любви. Эманация – праведность. Этот аспект Бога, изливающую милость во все миры. Здесь появляется объем для творящей энергии.
Гвура – строгость, героизм, могущество, ограничивает истечение милости, которая могла бы затопить собою все мироздание. Эманация – дисциплина.
Тиферет – великолепие, красота, примеряет противоположности Хесед и Гебуры и представляется, как «сын» двух сефирот. Тифирет стабильный центр мирового Древа.
Нецах – победа. Эманеция – контроль. Посредник между духовным и физическим миром.
Ход – слава, величие. Эманация – слушание, здесь начинается понимание слова Божьего.
Йесод – основа, это нижний передатчик энергии, изливающийся из сокровенной сефиры Даат.
Малхут – царство, материальный мир
Сефира Даат, не входящая в стандартную нумерацию, располагается на теневой стороне древа.
В соответствие с книгой Зоар, каждая сефира содержит в себе ещё десять сефир, и так до бесконечности.
Бесконечный свет свободно проходит через сефиры Кетер, Хокма и Бина. На этом уровне существует вечное, ничем не омрачимое совершенство, уровень Идеального. Они не познаваемы на любом интеллектуальном уровне и могут быть постигнуты только путем специальных медитаций. Между ними и следующими семью сефирами располагается Бездна. Свет от Бины проходит вниз уже узкой струйкой, которая многократно сократившись, доходит до нижней сеферы – Малкут. Самая нижняя часть Малкут является нашим материальным миром. Возвышаясь, душа может дойти до Бездны, но выше этого уровня можно будет пройти только после полного исправления и восстановления Мира.
Столпы проявления
Схема Древа состоит из нескольких треугольников и трех вертикалей, трех столпов. Столпы играют исключительно важную роль в устройстве Древа.
Прежде чем перейти к рассмотрению столпов, устраним путаницу в некоторых встречающихся изображениях Древа. В схеме Макрокосмического Древа позитивный или мужской столп располагается справа от зрителя, а негативный или женский столп – слева. Это макрокосмическое Древо. Микрокосмическое Древо ориентировано иначе, столпы меняются местами. Это получается потому, что при наложении Древа на человеческое тело по традиции представляют, что человек входит в изображение спиной вперед, - как бы накладывая его себе на плечи. В результате мужской столб накладывается на левую сторону тела человека, а женский - на правую. Об этом не следует забывать при медитациях.
Все, что когда либо существовало, существует и будет существовать, рождается от союза мужского и женского начала. Они, соединяясь друг с другом, производят на свет некое новое состояние – состояние равновесия. Принципы творческого акта и формы, символами которой выступают два этих начала, обретают гармонию в «ребенке», родившемся от их союза. Поэтому три столпа символизируют положительное начало, отрицательное и состояние равновесия между ними. Но здесь надо понимать, что эти два противоположных состояния, как и наименования полюсов в электрической цепи, не несут смысловых оттенков.
Положительный, или мужской, столп называется Столпом Милосердия. Он несет жизненную творящую энергию, изливающуюся из Кетер. В Хокме он делает первый шаг к проявлению, в Хесед она уже более уравновешена, а в Нецах имеет венерианский оттенок и стремиться к единению.
Отрицательный, или женский, столп называется Столпом Строгости. Он символизирует ограничение и сдерживание. Он «захватывает» подвижную энергию мужского столпа, тем самым обрекая ее на «заточение» в узах формы. Именно это подразумевается в каббале под «суровостью»: структурирование необузданной силы и подчинение ее дисциплине и порядку. Бина создает неосязаемые архетипические формы в виде эмоций, интеллектуальных и духовных идей, ее называют «Великой горней Матерью» или «Горней Шехиной». Гебура, подчиняет строгой дисциплине изобильное течение энергии Хесед и адаптирует их к последующей стадии эманации. Ход – место создания мыслеоброз воплощенных в Малкут.
Срединный – Столп Равновесия или Столп Сознания можно рассматривать с одной стороны, как плод взаимодействия двух боковых столпов, а с другой – как прямой канал энергии, идущей вниз. Здесь обретается гармония и равновесие. Кетер – «единение с богом». Таинственная Даат пребывает в великой Бездне и дает «осознанное понимание». Тиферет – символ человеческого сердца и символ Солнца, и «просветленное сознание». В Йесод все энергии Древа объединяются для окончательного проявления, она дает «астральный психизм». В сефире Малкут уже не добавляется ни каких качеств и она дает только «чувственное сознание».
Процесс творения.
Цимцум. Начальный акт Творения. Бог пожелавший создать миры и наполнить их своей Любовью, не мог этого сделать, поскольку занимал все пространство. Во время акта Творения произошло сжатие бесконечного Бога в центральной точке, которая была сердцевиной Его света. Бог сократил себя в этой точке и затем отпустил в стороны, окружив ее собой. Внутри образовалась пустота или эфир. После своего явления Пустота становится метафизическим пространством, в котором образуется бесконечное число миров, воплотившихся путем положительной эманации (Все это очень напоминает теорию Большого взрыва).
Адам Кадмон
Адам Кадмон – это мир, который предшествует человеку, "Первочеловек". Замысел, вследствие реализации которого человек может уподобиться Творцу. Адам Кадмон первое Творение бесконечной Божественности и занимает весь Космос. Он создан из ядра сефирот, которые составляют тело Адама Кадмона. Он является Всемирной душой, душой всего человечества. Поскольку от лучей, исходящих от Адама Кадмона могут меняться сефирот, значит он поддается трансформации. Сефиры имеют строгую схему расподожения на теле Адама Кадмона, по этому каббалисты при своих медитациях медитируют на определенную часть тела.
Пути или Цинароты
Все сефиры соединены между собой линиями, которые называются путями. Сефирот – десять. Путей, цинарот, 22 по числу букв в еврейском алфавите. Из библии мы знаем о сотворении мира, что: «Сначала было слово.. и слово было у Бога…» Считается, что: «двадцать две основные буквы. Он нарисовал, высек, взвесил, переставил их и создал с их помощью мироздание и всё, что должно быть создано потом» (Сефира Йецира). Каждая буква имеет множество значений, а так же соотносится с определенными цифрами. Двадцать два набора идей, считаются основными формами и сущностями, образующих проявленную вселенную и дают двадцать два Пути Мудрости, понимания ее. Система, объединяющая цинароты с сефиротами, описывает 32 "двери света", охватывающие 10 сефирот и 22 буквы как определенные типы разума, каждый из которых соответствует своему понятию или каналу, и таким образом тоже помогает понять логику системы.
Духовные миры в Каббале
В каббале все сущее делится на четыре мира, подразумевая под ними четыре этапа проявления. Миры называются Ацилут (мир Прообразов), Брия (мир Творения), Йецира (мир Формирования) и Асия (мир Действия или Форм).
Четыре мира представляют последовательное развитие изначального творящего импульса. Эта последовательность описывает акты Божественного творения. Сначала зародилось желание что-то сделать; затем появилось представление, какое оно должно быть; после началось создание и, наконец на четвертой стадии идея проявилась в материи. Каждый мир символизирует одну из стадий процесса проявления Бога и в каждом из миров он исполняет свой замысел особым образом. Самостоятельно Бог совершает работу только в мире Ацилут, а в остальных трудится через посредников. Но, не смотря на это, мир Ацелут нельзя считать более важным, чем остальные три, поскольку он присутствует одновременно во всех мирах. Данную четырехчастную классификацию можно рассматривать как отражение Божественного Имени Йод-Хе-Вав-Хе.
Мир – Ацилут
Мир Ацелут, переводится как «близость» - это мир прообразов или Архетипов, «мир Эманаций», потому что именно в Ацелут зародились все сефирот. Из всех уровней бытия он – самый близкий к состоянию непроявленности, которое каббалисты называют «Эйн» и является первой эманацией Пустоты. К миру Ацилут относится сефира Кетер. В этом мире заключены десять форм Божественного имени.
Мир – Брия
Брия – «мир Творения». На этом уровне начинается процесс творения в том виде, в котором он доступен пониманию из дольних сефир, расположенных ниже Бездны. Акт творения здесь ограничен чисто духовными вибрациями. Здесь появляются идеальные формы, модели, «планы» на уровне сил и принципов. Здесь присутствуют две сефиры: Хокма и Бина, олицетворяющие мужское и женское начало в их наивысших проявлениях. Союз этих двух начал порождает все сущее. В этом мире существуют архангелы, как главные служители бога, обитель ангела Метатрона.
Мир – Йецира
Мир Йецира – "мир Формирования", в котором творческий процесс переходит на стадию созидания. В него входят сефиры: Хесед, Гебура, Тифирет, Нецах, Ход и Йесод и называются «Сефирот Созидания». Это шесть этапов подготовительной работы, необходимой для последующего материального проявления. Шесть дней творения.
Мир Йецира достаточно сложен. Здесь простые идеальные замыслы, образованные в мире Брия, подвергаются различным изменениям, и каждый из них надеется на воплощение. Йецира – мир ангелов, исполняющих работу во имя бога, дабы воплотить в жизнь потенциал мира Брия. Ангелы трудятся под руководством архангелов, и отвечают за конкретные проявления в материальном мире.
Мир – Асия
Асия – "мир Материализации". Творческие силы, высвобожденные в мире Ацелут, достигает здесь окончательной зрелости, так как это мир Действий. Кинетическая энергия мира Йецира поглощается плотными формами проявленного мира. К этому миру принадлежит сефира Малкут.
Мир - Клипот
Ниже мира Малкут находится еще один мир, «подвешенный» к этой сефире и произрастающий из нее. Мир этот пребывает вне изначальной схемы творения, но всё же подчинен ей. Каббалисты называют его «Олам ха-Клипот» - мир «оболочек» или «блудниц», мир каббалистических демонов. Роль Кетер для его обитателей исполняет Малкут. О происхождении клипот есть несколько теорий, но мы не будем в них углубляться в этой статье.
Разбиение сосудов
Божественные сосуды сефирот существуют для того, чтобы мир был совершенен. В каббале описывается предшествующая появлению мира космическая катастрофа, когда семь нижних сефирот лопнули, не выдержав божественного света, и разрушились. Черепки от этих сосудов упали в метафизическую Пустоту, завлекая с собой искры божественного света и стали элементами «Другой стороны» нашего мира. Они образовали «клипот» - источники мирового зла. В результате этой катастрофы Хокма и Бина потеряли равновесие и повернулись, друг к другу спиной от чего образовалась дисгармония между мужским и женским, Матерью и Отцом.
Задача человечества не только стремиться к соединению с Творцом, но и помочь возвращению божественных искр. Тогда сефирот восстановятся в своей первозданности, и в мире восстановится божественный порядок и царство закона.