возникли проблемы с основным адресом angraal.com? зеркало grail.forum2x2.ru для связи с Вултуром tg vulturehenig |
|
| Вёльва | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Nemesis Неофит
Сообщения : 5376 Опыт : 9626 Дата регистрации : 2014-03-03
| Тема: Вёльва Чт Июл 03, 2014 4:45 am | |
| В любой энциклопедии по скандинавской мифологии мы можем найти подробную информацию о каждом боге: его имя, его функции, родствен- ные связи и прочее. Такая же информация содержится и о ряде других существ: альвах, йотунах, двергах. Мы можем узнать также и о героях, таких как Сигурд Убийца Фафнира или Старкад, узнать об их подвигах и прочих делах. Но вот, пожалуй, ни в одной энциклопедии мы не найдём подробной информации о вёльве. Не о вёльве как представительнице «класса» провидиц у древних германцев и скандинавов, но о вёльве как персонаже «Эдд». О той самой вёльве, с которой неоднократно совето- вался Один, которая предсказала Рагнарёк и смерть Бальдра. Именно этот пробел я и хочу восполнить данной статьёй. Сразу поясню, что данная статья строится на предположении о том, что вёльва, упомянутая в «Эддах», это один и тот же персонаж, а не несколь- ко разных. Так ли это в действительности, сказать сложно. Однако об- щая структура «Старшей Эдды» наталкивает именно на такие мысли.
Что мы знаем о вёльве? Обращаясь к «Старшей Эдде», мы можем найти следу- ющие факты. Факт первый: вёльва – существо древнее, возникшее в начале времён. Даже до рожде- ния Одина. Об этом говорит она сама в своём «Прорицании» в ст. 1 и 2 (здесь и далее – пере- вод А. И. Корсуна): Один, ты хочешь, чтоб я рассказала о прошлом всех сущих, о древнем, что помню. Великанов я помню, рожденных до века, породили меня они в давние годы; помню девять миров и девять корней и древо предела, еще не проросшее. Факт второй: вёльва принадлежит к роду йотунов, великанов. Об этом мы также узнаём из ст. 2, но также и из ст. 13 «Снов Бальдра», где Один говорит: «Ты же не вёльва, провидица вещая, ты, верно, мать трех великанов!» Может показаться, что речь идёт о двух разных персонажах: вёльве и «провидице ве- щей», но дословно: Ert-at-tu völva né vís kona ...означает «ты не вёльва, не вещая жен- щина», что подтверждает, что речь идёт об од- ном и том же персонаже. Также из «Прорицания вёльвы» мы уз- наём, что она получает от Одина плату за свои услуги в виде драгоценностей (ст. 29): Один ей дал ожерелья и кольца, взамен получил с волшбой прорицанья, — сквозь все миры взор ее проникал. Небезынтересным фактом является и то, что вёльва мертва, но воскрешена Одином. | |
| | | Nemesis Неофит
Сообщения : 5376 Опыт : 9626 Дата регистрации : 2014-03-03
| Тема: Re: Вёльва Чт Июл 03, 2014 4:45 am | |
| Это известно из «Снов Бальдра» (ст. 4): На восток от ворот выехал Один, где, как он ведал, вёльвы могила; заклинанье он начал и вещую поднял… Там же, в «Снах Бальдра», вёльва и сама говорит о себе (ст. 5): «Что там за воин, неведомый мне, что в путь повелел мне нелегкий отправиться? Снег заносил меня, дождь заливал и роса покрывала, — давно я мертва». Но совсем иные взаимоотношения мы видим в «Прорицании вёльвы». Когда Один получает от неё пророчество о гибели богов, то вёльва описывает весьма интересную ситу- ацию: Она колдовала тайно однажды, когда князь асов в глаза посмотрел ей… К сожалению, перевод А. И. Корсуна в данном случае не совсем верен. В оригина- ле первые две строки представляют собой одну и переводятся несколько иначе. Впро- чем, я приведу оригинал вышенаписанного фрагмента: Ein sat hon úti þá er inn aldni kom yggjungr ása ok í augu leit Перевод (автора статьи): Одна сидела она снаружи, Когда старик пришёл – Иггъюнг – из асов – И в глаза заглянул. Единственное, но весьма значимое от- личие от перевода Корсуна – это описание того, чем занималась вёльва. «Одна сидела снаружи» – вероятнее всего здесь содержит- ся упоминание о такой практике, как утисета. «Utiseta» – буквально «сидение снаружи», то есть вне дома, на открытом пространстве. Ве- роятно, перекликается с колдовским «сидени- ем на кургане» и «сидением под повешенным» (упоминание о том, что под повешенными си- дел Один, есть в «Саге об Инглингах»), кото- рые родственны «шаманскому путешествию» души. В данном случае – с целью установить контакт с духом. Но в таком случае это означает, что если вёльва пребывает в состоянии «шаманского путешествия», значит она не мертва, а жива на данный момент. Однако это не совсем согла- суется с финалом «Прорицания», где вёльва говорит о себе (в третьем лице): «Nú mun hon sökkvask.» – Теперь должна она погрузиться. Традиционно считается, что вёльва гово- рит о своём погружении в землю, в могилу. Что, якобы, подтверждает её мёртвое состоя- ние. Но, во-первых, это противоречит словам о том, что Один награждает её драгоценно- стями (ст. 29 «Прорицания»). Возникает ло- гичный и закономерный вопрос: зачем умер- шей какие-то награды? Тем более, что в «Снах Бальдра», где мы видим вёльву уже однознач- но умершей, ни о каком вознаграждении за пророчества речи уже не идёт. Во-вторых, вёльва собирается «погру- зиться» не просто так, а по вполне конкретной причине: она видит летящего Нидхёгга. Вёль- ва боится, и это не случайно: из ст. 39 мы уз- наём, что Нидхёгг не церемонится с теми, кто оказался в его владениях: Нидхёгг глодал там трупы умерших, терзал он мужей Исходя из слов вёльвы можно предпо- ложить, что появление Нидхёгга является уг- розой для души, находящейся в «шаманском путешествии». Вот прилетает черный дракон, сверкающий змей с Темных Вершин; Нидхёгг несет, над полем летя, под крыльями трупы — пора ей исчезнуть. Вёльва говорит однозначно: «трупы», противопоставляя их себе – живой, но нахо- дящейся душой в мире мёртвых. Примечателен тот факт, что нигде в «Старшей Эдде» не упоминается имя вёльвы. Не совсем ясно, почему так: с одной стороны, вёльва – персонаж сторонний, не относящий- ся напрямую к богам, но с другой – отсутствие упоминания имени может быть свидетельст- вом того, что вёльва – персонаж известный настолько, что её имя упоминать не обяза- тельно. Если предположить второй вариант, то мы можем даже отыскать кандидатуру на эту роль. Это провидица Гроа, которая упомянута в «Младшей Эдде» и в «Старшей Эдде» в по- эме «Заклинания Гроа». Из «Младшей Эдды» мы узнаём, что Гроа – великанша, жена вели- кана Аурвандиля. Однако сын Гроа – Свипдаг – представляется человеком, героем, что ста- вит под сомнение то, что Гроа является «той самой» вёльвой. Итак, вёльва – великанша, могуществен- ная колдунья, провидица, обладающая му- дростью. В период своей жизни она расска- зывает Одину о начале мировой истории, её продолжении и гибели богов. За свои услуги Один щедро одаривает её драгоценностями. Позднее вёльва умирает, однако Один вновь пользуется её услугами, чтобы узнать о судь- бе своего сына Бальдра, для чего поднимает её из могилы, находящейся в Хель. Образ вёльвы необычайно интересен. Мы можем видеть, что перед нами – цель- ный и «живой» персонаж, личность со своими уникальными функциями. Персонаж, роль ко- торого не менее важна, чем роль Одина или Локи. К сожалению, скандинавская мифоло- гия не сохранила имени вёльвы, деталей её биографии и генеалогии, сосредоточившись лишь на её действиях, необходимых для опи- сания мифологических сюжетов. Но ценность этих действий состоит в том, что благодаря им формируется завязка и развязка скандинав- ской мифодрамы, начиная от «Прорицания» и заканчивая «Снами Бальдра». Вёльва – это персонаж, который в прямом смысле слова «открывает» для нас мир древнесеведревнесеверных ми- фов и рассказывает о его судьбе. Источник: Журнал "Северный ветер" | |
| | | Haissa Младший Адепт
Сообщения : 8927 Опыт : 14731 Дата регистрации : 2013-12-05 Откуда : angraal.com
| Тема: Re: Вёльва Пт Июл 04, 2014 4:46 pm | |
| - Цитата :
- В любой энциклопедии по скандинавской мифологии
Хочу себе такую купить. | |
| | | Nemesis Неофит
Сообщения : 5376 Опыт : 9626 Дата регистрации : 2014-03-03
| Тема: Re: Вёльва Пт Июл 04, 2014 5:40 pm | |
| Я бы тоже не отказалась | |
| | | Haissa Младший Адепт
Сообщения : 8927 Опыт : 14731 Дата регистрации : 2013-12-05 Откуда : angraal.com
| Тема: Re: Вёльва Сб Июл 05, 2014 11:17 am | |
| Надо хоть в сети поискать) | |
| | | Darklight Неофит
Сообщения : 18299 Опыт : 23297 Дата регистрации : 2013-02-01 Возраст : 29 Откуда : angraal.com
| Тема: Re: Вёльва Сб Июл 05, 2014 1:53 pm | |
| Наверняка существуют несколько разных переводов этой книги, посмотрите ещё, какой из них лучше брать | |
| | | Haissa Младший Адепт
Сообщения : 8927 Опыт : 14731 Дата регистрации : 2013-12-05 Откуда : angraal.com
| Тема: Re: Вёльва Вс Июл 06, 2014 1:36 pm | |
| Да, от перевода многое зависит. Но круто было бы найти такую книгу, чтоб и весь пантеон описан, и мифы, и все-все-все... | |
| | | Darklight Неофит
Сообщения : 18299 Опыт : 23297 Дата регистрации : 2013-02-01 Возраст : 29 Откуда : angraal.com
| Тема: Re: Вёльва Вс Июл 06, 2014 4:08 pm | |
| | |
| | | | Вёльва | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|