возникли проблемы с основным адресом angraal.com? зеркало grail.forum2x2.ru для связи с Вултуром tg vulturehenig |
|
| Валькирии | |
| | Автор | Сообщение |
---|
????? Гость
| Тема: Валькирии Вс Май 31, 2009 5:53 am | |
| Валькирий, по различным источникам, насчитывается либо девять, либо тринадцать. Оба эти числа не случайны. Девятка – самое волшебное число скандинавской мифологии, а число тринадцать играет особую роль в женских мистериях, так как символизирует тринадцать лунных месяцев солнечного года. Валькирии вооружены копьями и увенчаны шлемами. Их задача – сопровождать погибших героев в Вальхаллу. Иногда им даруется право решать исход битвы, а иногда они лишь выполняют веления Одина. В мифах валькирии предстают дочерьми Одина.
Валькирии (Walkyrjur, англо-саксонское Volcyrigean) – бессмертные девы чудной красоты, которые носятся в золотом вооружении по воздуху, распоряжаясь, по повелению Одина, битвами и распределяя победу или смерть между воинами. С грив их коней (облака) капает оплодотворяющая роса, а от их мечей сияет свет. Они подбирают павших героев, отводят их в Валгаллу и там угощают медом. Подобно норнам, они отчасти происходят от эльфов и других сверхчеловеческих существ; но отчасти это княжеские дочери, попадающие в Валькирии еще при жизни. Они выезжают по три или по трижды и четырежды три зараз и обладают даром превращения в лебедей.
В исландской мифологии мы не находим сведений о том, кто был их матерью. В германской традиции матерью валькирий называется то Эрда, то Вала (ещё одна ипостась Матери-Земли). Известно и другое предание о происхождении валькирий, в котором они представлены не как существа божественного рода, а как дочери земных королей. По-видимому, некоторые валькирии выполняли также другие функции, о чём свидетельствует значение их имён. Одна из валькирий носит имя, означающее “туман”, – и её задача действительно состояла в том, чтобы при необходимости окутывать поле битвы туманом. Другие имена – такие, как Скёгуль (“свирепствующая”) или Хильд (“воительница”), – ассоциируются собственно с битвой. Интересней всего то, что две валькирии непосредственно связаны с пленением и сковыванием врагов. Их имена – Хлёк (вероятно, означающее “замок”) и Херфьетур (“оковы войны”). Этих валькирий можно призывать на помощь в магических операциях, направленных на сковывание врага.
Самая знаменитая из валькирий – Брюнхильд, или Брунгильда, – известна, главным образом, из “Саги о Нибелунгах” и опер Рихарда Вагнера. В “Саге о Вольсунгах” она действует под своим исландским именем – Сигрдрива. Для начала изучим вагнеровскую версию этого сюжета. Трагическая фигура Брунгильды занимает одно из центральных мест в драме Вагнера. Как и все валькирии, она мыслится не столько самостоятельной сущностью, сколько продолжением воли Водана. Водан приказывает ей даровать победу недостойному воину по имени Гундинг. Но Брунгильда выходит из повиновения и становится на защиту его противника – Зигмунда. Приняв это решение по собственной воле, она превращается в самостоятельную личность. Освободившись из-под власти Водана, он обретает свою индивидуальность, свой собственный вирд, изменить который уже никто не в силах. Всё, на что оказывается способен Водан, – погрузить Брунгильду в сон на двадцать пять лет, пока не вырастет сын Зигмунда, Зигфрид. В каком-то смысле Водан очень доволен, что она приняла такое решение, так как сам он не желал смерти Зигмунду и собирался даровать победу Гундингу лишь потому, что его вынуждали к этому обстоятельства. Зигмунду и Зиглинде предстояло умереть, так как Водан пообещал Фригг, что истребит род Вольсунгов (в противном случае Зиглинду должны были утопить, как поступали по обычаю с замужними женщинами, изменившими мужу). И Зигфрид, и Брунгильда были, по всей видимости, реальными историческими лицами, и лишь позднее стали героями легенд. Оба они упоминаются в бургундских хрониках. У этих реальных Зигфрида и Брунгильды была дочь по имени Аслауг; и, как мне было сказано, от неё я веду свой род.
Исландская версия легенды о Брюнхильд-Сигрдриве изложена в “Саге о Вольсунгах”. В одной из песней “Старшей эдды” под названием “Речи Сигрдривы” содержатся ценнейшие сведения о рунической магии, непосредственно связанные с женскими мистериями. Далее я постараюсь интерпретировать “Речи Сигрдривы” в магическом ключе. Рассмотрим ту часть песни, в которой валькирия Сигрдрива рассказывает Сигурду о магическом предназначении рун и даёт ряд практических советов. Из этой легенды явствует, что одна из функций мудрых женщин заключалась в том, чтобы наставлять мужчин в магии и давать им советы этического характера. В связи с этим можно вспомнить о более древней материковой традиции, согласно которой женщины вершили правосудие и давали советы военным вождям. “Речи Сигрдривы” заслуживают внимательного изучения, но эта песнь слишком обширна, чтобы воспроизвести её здесь полностью. Поэтому далее я привожу только фрагмент, имеющий непосредственное отношение к теме нашего исследования. Перевод выполнен Квельдульвом Гундарссоном.
“Речи Сигрдривы”
Сигурд поднялся на гору Хиндарфьялль и направился на юг во Фраккланд. На горе он увидел яркий свет, как будто горел огонь, и зарево стояло до самого неба. Когда он приблизился, он увидел ограду из щитов, а над нею – знамя. Сигурд вошел в ограждённое место и увидел, что там лежит и спит человек в доспехах. Сигурд сперва снял шлем с его головы, и тут он увидел, что это женщина. Кольчуга сидела на ней крепко, словно приросла к телу. Тогда он рассёк Грамом кольчугу от ворота вниз и ещё поперёк, по обоим рукавам. Затем он снял с неё кольчугу, и женщина проснулась, села, увидела Сигурда и сказала:
1. “Кто кольчугу рассёк? Кто меня разбудил? Кто сбросил с меня Оковы бессильные?” [Он ответил:] “Сигмунда сын, рубил недавно мясо для воронов Сигурда меч”.
2. [Она сказала:] “Долго спала я, долог был сон мой – долги смертных несчастья! Виновен в том Один, что руны сна не могла я сбросить”. Сигурд сел и спросил, как её зовут. Тогда она взяла рог, полный мёда, и дала ему напиток памяти.
3. [Она сказала:] “Славься, день! И вы, дня сыны! И ты, ночь и дочерь! Взгляните на нас благостным взором, сидящим победу дайте!
4. Славьтесь, асы! И асиньи, славьтесь! И земля благодатная! Речь и разум нам даруйте, прославленным, и руки целящие даруйте при жизни!”
Она назвалась Сигрдривой и была валькирией. Она рассказала, что два конунга вели войну: одного звали Хьяльм-Гуннар, он тогда был старым и очень воинственным, и Один обещал ему победу; “другого звали Агнар, он был братом Ауды, и его никто не хотел взять под свою защиту”. Сигрдрива погубила в битве Хьяльм-Гуннара. А Один, в отместку за это, уколол ее шипом сна и сказал, что никогда больше она не победит в битве и что будет выдана замуж. “Но я ответила ему, что дала обет не выходить замуж ни за кого, кто знает страх”. |
| | | ????? Гость
| Тема: Re: Валькирии Вс Май 31, 2009 5:53 am | |
| Тогда он просит поучить его мудрости, раз она знает, что нового во всех мирах. Она сказала:
5. Яблоневому древу тинга кольчуг даю я напиток, исполненный силы и славы великой; в нем песни волшбы и жерди целящие, гальты благие и радости руны.
6. Руны победы, коль ты к ней стремишься, – познай и вырежь на меча рукояти, одни для защиты, одни для захвата, и дважды пометь именем Тюра.
7. Руны пива познай, если хочешь, чтоб чужая жена за доверье твоё не платила коварством. Нанеси их на рог и на тыл ладони, руну Науд – на ноготь.
8. Рог освяти, дикий лук брось во влагу; тогда знаю твёрдо, что никто для тебя с порчей мёд не смешает.
9. Повивальные руны познай, если хочешь защитником быть и быть в помощь при родах. На ладонь нанеси их, Начертай на запястьях, к дисам взывая.
10. Руны прибоя познай, чтоб спасать корабли плывущие! Руны те начертай на мачтовой жерди, на лопатке руля и выжги на вёслах, – пусть грозен прибой и черны валы, – невредимым причалишь.
11. Целебные руны для врачеванья и ран исцеленья ты должен познать; на коре и листе древа, что ветви клонит к востоку, вырежи их.
12. Познай руны речи, если не хочешь, чтоб деяньями злобы платили тебе за ущерб и обиду. Свей их, сплети их, Составь воедино на тинге таком, где люди должны творить правосудье.
13. Познай руны духа, если мудрейшим хочешь ты стать! Хрофт [т.е. Один] их прочёл, Хрофт начертал их, Хрофт их измыслил из влаги такой, что некогда вытекла из мозга Хейддраупнира и рога Ходдрофнира.
14. [Он] Стоял на горе С клинком [меча] Бримира, увенчанный шлемом; тогда голова Мимира молвила мудрое слово и изрекла руны правдивые,
15. те, что украсили щит, что стоит пред сияющим богом, Арвака ухо и копыто Альсвида и колесо то, что вращает повозку Хрунгрира, Слейпнира зубы и саней постромки,
16. лапу медведя и Браги язык, волчий коготь и клюв орлиный, кровавые крылья и край моста, ладонь повитухи и след исцеляющий,
17. стекло и золото и удачу людскую, вино и сусло, престол желанья, острие Гунгнира, грудь коня Грани, ноготь норны и клюв совиный.
18. Руны разные все соскоблили, с мёдом священным смешав, разослали, – у асов одни, другие у альвов, у ванов мудрых, у сынов человечьих.
19. То руны бука, повивальные руны, руны пива и руны волшбы, – тот, кто постиг их не перепутав и не разрушив, с пользой ими владеет; пользуйся знаньем до смерти богов! |
| | | | Валькирии | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|