Средневековые инструменты пыток.1. Гаррота Устройство, которое душит человека до смерти.
Использовалось в Испании, вплоть до 1978 года, когда была отменена смертная казнь.
Этот вид казни на специальный стул, на шею накидовали металический обруч. За спиной преступника находился палач, который приводил в действие большой винт, находящийся там же сзади.
Хотя само устройство не узаконено ни в одной стране, обучение пользования ею, до сих пор, производится во французском Иностранном легионе.
Существовало несколько версий гаррот, вначале это была просто палка с петлёй, потом же был придуман более "ужасный” инструмент смерти.
А "гуманность” заключалась в том, что в этот обруч, сзади, был вмонтирован заострённый болт, который вонзался в шею осужденного, дробя его позвоночник, добираясь до спинного мозга. По отношению к преступнику этот метод считался "гуманнее”, потому что смерть приходила быстрее, чем с обычной петлей. Такой вид смертной казни все еще распространен в Индии.
Применялась гаррота также в Америке, еще за долго до того, как был изобретен электрический стул.
Андорра была последней страной в мире, которая объявит вне закона его использование в 1990 году.
2. СкафизмНазвание этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто».
Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву укладывали в неглубокое корыто и обматывали цепями, поили молоком и мёдом что бы вызвать сильнейший понос, затем тело жертвы обмазывали мёдом тем самым привлекая различного рода живность. Экскременты человека также привлекали мух и других противных насекомых, которые в прямом смысле слова начинали пожирать человека, и откладывать яйца в его теле.
Жертву поили этим коктейлем каждый день, да бы продлить пытку, привлекая больше насекомых, которые поели бы и размножались бы в пределах его все более и более омертвелой плоти.
Смерть, в конечном счете проис ходила, вероятно, из-за комбинации обезвоживания и септического шока, была болезненна и длительна.
3. Half-hanging, drawing and quartering.Казнь Хью ле Диспенсера Младшего (1326). Миниатюра из «Фруассара» Людовика ван Груутузе[ru]. 1470-е годы.Повешение, потрошение и четвертование (англ. [to be] hanged, drawn and quartered) — вид смертной казни, возникший в Англии в правление короля Генриха III (1216—1272) и его преемника Эдуарда I (1272—1307) и официально учреждённый в 1351 году в качестве наказания для мужчин, признанных виновными в государственной измене.
Приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали.
Останки казнённых выставлялись напоказ в наиболее известных публичных местах королевства и столицы, в том числе на Лондонском мосту. Женщин, приговорённых к казни за государственную измену, из соображений «общественного приличия» сжигали на костре.
Суровость приговора диктовалась серьёзностью преступления.
Государственная измена, ставившая под угрозу авторитет монарха, считалась деянием, заслуживавшим чрезвычайного наказания, — и, хотя за всё время, пока оно практиковалось, нескольким из осуждённых приговор был смягчён и они подверглись менее жестокой и позорной казни, к большинству изменников английской короны (включая множество католических священников, казнённых в елизаветинскую эпоху, и группу цареубийц, причастных к смерти короля Карла I в 1649 году) была применена высшая санкция средневекового английского закона.
Несмотря на то, что парламентский акт, определяющий понятие государственной измены, по-прежнему является составной частью действующего законодательства Соединённого Королевства, в ходе реформы британской правовой системы, длившейся бо́льшую часть XIX века, казнь через повешение, потрошение и четвертование была заменена волочением лошадьми, повешением до смерти, посмертным обезглавливанием и четвертованием, затем признана устаревшей и упразднена в 1870 году.
Подробнее вышеупомянутый процесс казни можно понаблюдать в фильме «Храброе сердце».
Так же были казнены участники Порохового заговора во главе с Гаем Фоксом, который умудрился вырваться из объятий палача с петлёй на шее, спрыгнуть с эшафота и сломать себе шею.
4. Русский вариант четвертования - разрыв деревьями.Нагибали два дерева и привязывали казнимого к макушкам и отпускали "на волю". Деревья разгибались - разрывая казнимого.
5. Поднятие на пики или копья.Стихийная казнь, осуществляемая, как правило, толпой вооруженных людей. Обычно практиковалась при всевозможных воинских бунтах и прочих революциях да гражданских войнах. Жертву окружали со всех сторон, со всех же сторон втыкали в ее тушку копья, пики или штыки, а затем синхронно, по команде поднимали вверх до тех пор, пока она не перестанет подавать признаки жизни.
6. Keelhauling (пропускание под килем)Специальный военно-морской вариант. Применялся и как средство наказания, и как средство казни. Провинившемуся привязывали по веревке к обеим рукам. После чего его бросали в воду перед кораблем, и с помощью указанных веревок коллеги протягивали поциента вдоль бортов под днищем, вынимая из воды уже со стороны кормы. Киль и днище судна были покрыты ракушками и прочей морской живностью чуть более чем полностью, поэтому жертва получала многочисленные гематомы, порезы и немного воды в легкие. После одной итерации, как правило, выживали. Поэтому для казни cие приходилось повторять, 2 и более раз.
7. Утопление.Жертву зашивают в мешок одну или с разными животными и выбрасывают в воду. Широко распространена была в Римской Империи. Согласно римскому уголовному праву, казнь назначалась за убийство отца, однако на деле же это наказание назначалось за любое убийство младшим старшего. В мешок к отцеубийце сажали обезьяну, собаку, петуха или змею. Также применялась и в Средние Века. Интересный вариант — добавить в мешок негашеной извести, дабы казнимый прежде чем захлебнуться ещё и обварился.
Главный положительный бренд Франции - революционеры 1780-1790-х гг. подошли к делу ответственно, значительно усовершенствовав и разнообразив процесс.
Три основных "ноу-хау" Великой Французкой Революции которые несомненно значительно продвинули человечество в направлении свободы, равенства и братства:
1. Толпа загоняется в море, где дёшево и сердито тонет.
2. Казнь в винных цистернах. Загрузили - залили водой - слили - выгрузили - загрузили следующую порцию - и так до полного решения буржуйского вопроса.
3. В провинции до такого инженерства не додумались — попросту загоняли в баржи и топили их. Опыт с цистернами не привился, а вот баржами в мире пользуются регулярно, вплоть до настоящего времени.
Редкий подвид вышеназванного - утопление в спиртном.
Например, при Иване Грозном, нарушавших госмонополию, заставляли варить целую бочку пива, а для улучшения вкуса топилили в нём самого пивовара-нарушителя. Или же заставляли выпить за раз ведро (или сколько влезет) водки. Впрочем, иногда приговоренный сам желал проститься с миром, в том, что он любил больше всего. Так Джордж Плантагенет, первый герцог Кларенс за измену был утоплен в бочке со сладким вином — мальвазией.
8. Заливание в горло расплавленного металла или кипящего масла. Применялось на Руси в эпоху Ивана Грозного, средневековой Европе и на Ближнем Востоке, некоторыми индейскими племенами против испанских оккупантов.
Смерть наступала от ожога пищевода и удушения.
В Тридцатилетнюю Войну заливанием расплавленного свинца крестили в католичество пленных шведов-протестантов.
В виде наказания за фальшивомонетничество часто заливали тот металл, из которого преступник отливал монеты.
Кстати, римский полководец Красс, после поражения от парфян, также познал все прелести этой казни, правда с тем отличием, что ему в горло залили расплавленное золото: Красс был одним из самых богатых римских граждан.
Наверное Спартак, на том свете, с удовольствием посмотрел на неаппетитную казнь своего победителя.
Также золото в глотки испанцев заливали индейцы.
- Жаждешь золота? Мы утолим твою жажду.Кого интересует видео - милости прошу на просмотр Игры Престолов: принцу задарили-таки обещанную корону на голову. В жидком виде.
В целом же, данная казнь (с золотом) глубоко символична: казненный погибает от того, чего больше всего жаждет.
9. Заморить голодом или жаждой.Применялось тонкими ценителями процесса (садистами), или же пытавшимися к чему-либо склонить упрямого.
Японский вариант - в последний раз применялся на Дальнем Востоке в 1930-х: казнимого (пытаемого) со связанными руками усаживают за стол, привязав к стулу, и каждый день ставят перед ним свежую еду и питье, которую через некоторое время уносят. Многие сходили ума раньше, чем умирали от голода или жажды.
У китайцев же всё было с точностью до наоборот — осужденного кормили, причем очень хорошо. Вот только давали ему исключительно вареное мясо. И больше ничего.
Первую неделю казнимый не может нарадоваться такими гуманными условиями содержания. Вторую недельку ему начинает слегка плохеть.
Третью неделю он уже чует неладное и, если слаб духом, впадает в истерику, а после четвертой обычно всё заканчивается. Конечно, есть и альтернатива — не есть это самое мясо.
Тогда умрёшь от голода примерно за тот же срок.
10. Закапывание.Как способ смертной казни известно в Древнем Риме.
К примеру, весталка, нарушившая обет девственности, погребалась заживо с запасом пищи и воды на один день (что не имело особого смысла, так как смерть обычно наступает от удушья в течение нескольких часов).
Путём погребения заживо были казнены многие христианские мученики. В 945 году княгиня Ольга приказала закопать живьём древлянских послов вместе с их ладьёй.
В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Запорожской Сечи убийцу хоронили заживо в одном гробу с его жертвой.
Вариант казни — закапывание человека в землю по шею, обрекающее на медленную смерть от голода и жажды. В России в XVII — начале XVIII века заживо закапывали в землю по шею женщин, убивших своих мужей.
По сведениям харьковского музея Холокоста подобный вид казни использовали фашисты по отношению к еврейскому населению СССР во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
А старообрядцы на Руси закапывали сами себя во имя Бога и для спасения души.
Для этого копались специальные землянки с герметично закупориваемым выходом — мины, в них ставились свечи и подпиленый шест в центре.
Смерть была либо «легкой», либо «тяжкой».
Тяжкая смерть гарантировала хорошую карму, но большинство людей не могло вынести мучений и выбирало легкую, для этого достаточно было толкнуть шест в центре мины и тебя сразу заваливало землей. Во всех документальных подробностях один такой случай описал В. В. Розанов в книге «Темный лик. Метафизика христианства» или Боря Чхартишвили (Акунин) в повести "Перед концом Света".
11. При помощи живой природы.Человек издревле находит новые способы поставить братьев наших меньших на службу человечества, и казнь — не исключение.
Применение находится как самым большим, так и самым маленьким: индусы специально тренируют слонов давить насмерть, а индейцы запускают врагам, пониже спины, муравьёв (или просто сажают человека в муравейник).
Можно посадить крысу в горшок, привязать его к животу жертвы, сверху насыпать горящих углей и подождать пока она, спасаясь от жара не проест путь наружу.
В Сибири любили оставить негодника голышом в тайге на съедение гнусу, способному за двое суток выпить у человека всю кровь (впрочем, конец наступит гораздо раньше, от симулиотоксикоза. Ну и как вариант — запускание змей (или крыс) во внутренности или заражение какой−нибудь гадостью (микробы тоже живность).
В Древнем Риме травили преступников или христиан дикими хищниками.
Кроме того, для казни патрициев применяли (в числе прочих) крайне интересный метод: давали нож и закидывали лепестками роз. У осужденного был выбор: зарезаться самолично или задохнуться от удушающего запаха.
Всё дело в том, что цветочки выделяют метанол с какими-то летучими соединениями, который в малых количествах доставляет тянам приятные ароматы, а больших, приводят к смерти через отравление испарениями. К слову говоря, подобным эффектом обладают и фрукты.
12. ДефенестрацияТоже вид смертной казни, несанкционированный, происходивший стихийно, без зачитывания приговора, но в присутствии толпы.
И, да, толпа этого ждала. Дословно — выбрасывание из окна (лат. fenestra).
Жертв выбрасывали из оконных проемов — на мостовые, в рвы, в толпу или на поднятые остриями вверх копья и пики.
Самый известный пример — вторая Пражская дефенестрация, во время которой, однако, никто не умер.
13. Самая неаппетитная казнь - по кусочкам.Впервые подобная казнь была применена в Древнем Риме.
Подопытным был некий юноша, предавший своего учителя Цицерона. Вдова Квинта (брата Цицерона), получив право на расправу с Филологом, заставляла его отрезать куски мяса от собственного тела, жарить и есть их!
Однако настоящими мастерами в данном вопросе были конечно китайцы.
Там казнь носила название Лин-Чи или «смерть от тысячи порезов».
Это затяжная смерть путем вырезания отдельных кусков тела. Приемущественно этот вид экзекуции применялся в Китае вплоть до 1905 года. Осуждали за государственную измену и за убийство родителей.
Осужденного привязывали обычно к какому нибудь столбу, как правило в людном месте, на площадях.
И затем медленно вырезали фрагменты тела. Чтобы заключенный не потерял сознание , ему довали порцию опиума.
В своей "Истории пытки всех времен” Джордж Райли Скотт приводит цитаты из записок двух европейцев, имевших редкую возможность присутствовать при подобной казни: их звали сэр Генри Норман (он видел эту казнь в 1895 г.) и Т. Т. Мэ-Доуз: "Там стоит корзина, накрытая куском полотна, в которой лежит набор ножей. Каждый из этих ножей предназначен для определенной части тела, о чем свидетельствуют выгравированные на клинке надписи.
Палач берет наугад из корзины один из ножей и, исходя из надписи, отрезает соответствующую часть тела. Однако в конце прошлого века подобная практика, по всей вероятности, была вытеснена другой, не оставлявшей места случайности и предусматривавшей отрезание в определенной последовательности частей тела при помощи единственного ножа.
По словам сэра Генри Нормана, осужденного привязывают к подобию креста, и палач медленно и методично срезает сначала мясистые части тела, затем надрезает суставы, отрезает отдельные члены на конечностях и заканчивает казнь одним резким ударом в сердце.
Аналог Лин-Чи — сдирание кожи с живого человека издавна практиковалось на Ближнем Востоке. Так, например, был казнен азербайджанский поэт четырнадцатого века Насими.
Современникам же больше известны афганские наработки в данной области.
В том случае, если речь идёт именно о смертной казни таким способом, как правило, кожу после сдирания пытаются сохранить для демонстрации в целях устрашения.
Чаще всего кожа сдиралась уже с убитого иным способом человека — уголовного преступника, врага, в некоторых случаях — богохульника, отрицавшего загробную жизнь (в средневековой Европе).
Сдирание части кожи может быть частью магического ритуала, как дело обстоит в случае со скальпированием.
Сдирания кожи является древней, но, тем не менее, всё-таки не получившей массового применения практикой, считавшейся одним из наиболее страшных и мучительных видов казни.
В хрониках древних ассирийцев есть упоминания о свежевании захваченных в плен врагов или мятежных правителей, содранные целиком кожи которых пригвождали к стенам их городов как предупреждение всем, кто бросает вызов их власти.
также упоминания об ассирийской практике «косвенного» наказания лица путём свежевания его маленького ребёнка перед его глазами.
Ацтеки в Мексике сдирали кожу с жертв во время ритуальных человеческих жертвоприношений, но, как правило, уже после смерти жертвы.
Сдирание кожи с тела иногда использовалась как часть публичной казни предателей в средневековой Европе. Подобный способ казни ещё использовался в начале XVIII века во Франции.
В некоторых часовнях Франции и Англии были обнаружены крупные лоскуты человеческой кожи, прибитые к дверям.
В китайской истории казнь получила большее распространение, чем в европейской: так казнили коррумпированных чиновников и повстанцев, причём, помимо казни, существовало и отдельное наказание — сдирание кожи с лица. Особенно «преуспел» в этой казни император Чжу Юаньчжан, который массово применял её для наказания должностных лиц-взяточников и мятежников. В 1396 году он приказал казнить таким образом 5000 женщин, обвинённых в измене.
Практика сдирания кожи исчезла в Европе в начале XVIII века, в Китае она была официально запрещена после Синьхайской революции и установления республики. Тем не менее, в XIX—XX веках в разных частях света отдельные случаи сдирания кожи имели место, например казни в созданном японцами марионеточном государстве Маньчжоу-Го в 1930-х годах.
«Суд Камбиса», Давид Герард, 1498.Красный тюльпан — ещё один вариант. Казнённого опьяняли опиумом, а затем надрезали кожу возле шеи и сдирали, стаскивая её вниз, до самого пояса, чтобы она болталась вокруг бедер длинными красными лепестками.
Если жертва не умирала сразу от кровопотери (а свежевали обычно умело, не задевая крупных сосудов), то через несколько часов, когда кончалось действие наркотика, её ждали болевой шок и поедание насекомыми.
14. Сожжение в срубе.Вид казни, возникший в Русском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках.
Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного.
В отличие от Западной Европы, в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.
Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой.
Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху.
После этого сруб поджигался.
Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.
В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев.
Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва), а также, как утверждается в старообрядческих источниках[каких?], активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский (1656 год).
В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью.
Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей.
При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.
Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.
15. Повешение за ребро.Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали.
Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней.
Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков.
По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный "Байда Вешнивецкий”.
16. Зажаривание на сковороде или железной решётке.На сковороде зажарили боярина Щенятева, а на решётке - царя ацтеков Куаутемока.
Когда Куаутемока жарили на углях вместе с его секретарём, выпытывая, куда он спрятал золото, секретарь, не выдерживая жара, стал упрашивать его сдаться и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне.
Больше секретарь не сказал ни слова.
17. Сицилийский БыкЭто устройство для смертной казни было разработанно в древней Греции для казни преступников.Периллось(Perillos), меднолитейщик изобрел быка ,таким образом, что в внутри бык был полый. В это устройство сбоку была вмонтирована дверь.
Осужденные были закрыты внутри быка, и огонь был установлен под ним, нагревая металл, до тех пор пока человек жариться до смерти.
Бык был разработан так, чтобы крики заключенного были преобразованы в рев приведенного в бешенство быка.
18. Фустуа́рий (от лат. fustuarium — избиение палками; от fustis — палка) — один из видов казней в римской армии.
Был известен и в Республике, но в регулярное применение вошёл при принципате, назначался за серьёзное нарушение караульной службы, воровство в лагере, лжесвидетельство и побег, иногда за дезертирство в битве.
Производился трибуном, который дотрагивался до осуждённого палкой, после чего легионеры забивали его камнями и палками.
Если фустуарием каралось целое подразделение, то редко казнили всех виновных, как это случилось в 271 до н. э. с легионом в Регии в войну с Пирром.
Однако с учётом таких факторов, как например возраст солдата, срок службы или чин, фустуарий мог быть отменён.
19. Сваривание в жидкости Являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира.
В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.
Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом.
В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам.
Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.
20. Яма со змеями — разновидность смертной казни, когда казнённого помещают вместе с ядовитыми змеями, что должно было повлечь его быструю или мучительную смерть. Также один из способов пытки.
Возникла очень давно.
Палачи быстро нашли практическое применение ядовитым змеям, которые вызывали мучительную смерть. Когда человека сбрасывали в яму, наполненную змеями, потревоженные рептилии начинали его кусать.
Иногда узников связывали и медленно опускали в яму на верёвке; часто такой способ использовался как пытка.
Причём так пытали не только в Средневековье, во время Второй мировой войны японские милитаристы истязали пленных во время боёв в Южной Азии.
Часто допрашиваемого подносили к змеям, прижимая к ним его ноги.
К женщинам применялась пользовавшаяся популярностью пытка, когда допрашиваемой подносили змею к обнажённой груди. Также очень любили подносить ядовитых гадов к лицу женщин. Но вообще опасных и смертельных для человека змей во время пыток применяли редко, так как был риск потерять пленника, не давшего показания.
Сюжет казни через яму со змеями издавна известен в германском фольклоре.
Так, Старшая Эдда повествует о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму по приказу вождя гуннов Аттилы.
Этот вид казни продолжал применяться и в последующие века.
Один из наиболее известных случаев — гибель датского короля Рагнара Лодброка. В 865 году во время набега датских викингов на королевство англо-саксов Нортумбрия их король Рагнар попал в плен и по приказу короля Аэллы был сброшен в яму с ядовитыми змеями, погибнув мучительной смертью.
Это событие часто упоминается в фольклоре как в Скандинавии, так и Британии.
Сюжет гибели Рагнара в змеиной яме — одно из центральных событий двух исландских преданий: «Саги о Рагнаре Кожаные Штаны (и его сыновьях)» и «Пряди о сыновьях Рагнара».
21. Плетёный человек (англ. Wicker Man)
Сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно «Запискам о галльской войне» Юлия Цезаря и «Географии» Страбона, друиды использовали для человеческих жертвоприношений, сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам. В конце XX века обряд сжигания «плетёного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.
22. Казнь слонами На протяжении тысяч лет была распространённым в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни.
Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях.
Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени.
Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.
Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии.
Эта практика была в конечном счёте подавлена европейскими империями, которые колонизировали регион, где была распространена казнь, в XVIII—XIX веках.
Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.
23. Железная дева (англ. Iron maiden)Орудие смертной казни или пыток, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века.
Предполагается, что поставив туда осуждённого, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.
«Железную деву» относят к эпохе Средневековья, но на самом деле орудие было изобретено не раньше конца 18 века.
Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии.
Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых.
Створки дверей закрывались медленно.
Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние испытуемого. Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы.
При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.
24. Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Дуновение из пушек») в России известна как "английская казнь" — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы холостым зарядом.
Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:
Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.
Смерти, как таковой, они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху.
Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца.
Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр!
От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.
(Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина.)
Спасибо за внимание!
©