Сюй Бовэй
Перевод С. Сергеева
“Естественный метод” (цзыжаньгун) представляет собой синтез буддийского метода “фиксированного созерцания” и даосского “открытия полостей (отверстий)”. В статье описывается упражнение для сна в положении лежа. Упражнение показано в случае переутомления, а также пожилым, людям с ослабленным здоровьем, больным, включая лежачих, и инвалидам.
1. Принципы “естественного метода”
Метод основан на даосском учении о том, что “человек следует земле, земля следует небу, небо следует дао, дао следует естеству”. Он предполагает, что тело человека является частью природы. Поэтому основные принципы “естественного метода” сводятся к следующим: искать основу всего в природе, следовать природе, ни в коем случае не идти против природы, вникать в природу, познавать природу, использовать и преобразовывать природу в соответствии с естественным ходом вещей, обращать природу на пользу человеку.
2. “Регулирование тела и сознания”
“Естественный метод” допускает выполнение упражнений как в стандартной, так и в произвольной позах. Стандартная поза (лежа на правом боку). Лягте на правый бок, правую руку положите между головой и подушкой таким образом, чтобы точка шаошан на верхней фаланге большого пальца слегка соприкасалась с точкой ифэн за ухом. Остальные пальцы расположите на щеке. При этом следует избегать надавливания на точке эрмэн, тингун и тинхуэй, расположенные перед ушной раковиной. Левую руку поднесите к правому плечу так, чтобы точка лаогун на ладони левой руки легла на точку цюэпэнь, расположенную в ключичной впадине. В таком положении тело слегка прогибается вниз. Ноги немного согните, причем левую сильнее, чем правую. Наиболее правильным будет такое положение ног, при котором конец большого пальца левой ноги находится примерно посередине правой голени. Если упражнение выполняется на левом боку, то положение рук и ног меняется соответствующим образом.
“Естественный метод” базируется на принципе “следования природе” и не требует принятия строго определенных поз, однако есть и обязательное требование — добиться расслабления.
Выполняющий упражнение может выбрать любую позу спящего в положении лежа. В древнем стихотворении об этом образно говорится так: “Выгнали буйволов в горы Вэй. Без привязи ходят природе в угоду. Весенний ветер, благоухание трав, зелень тополей. Уснув на холме, ты обрел свободу”.
Даосский метод “открытия полостей (отверстий)” представляет собой эффективный способ лечения болезней и укрепления тела. Именно поэтому стандартная поза “естественного метода” заимствована оттуда. Эта поза благоприятна для возбуждения ци и ее циркуляции по всему телу. Она позволяет добиться “открытия полостей (отверстий)”, расположенных на биологически активных точках меридианов, и тем самым донести благотворное воздействие ци до самых потаенных участков организма.
Легкое соприкосновение точек шаошан и ифэн ослабляет раздражающее воздействие внешних звуков, способствуя достижению состояния покоя. Рассмотрим это явление с точки зрения теории энергетических каналов. Точка шаошан расположена на ручном (тайинь) меридиане легких. Ее функция состоит в очищении и орошении легких. Точка ифэн лежит на пересечении ручного (шаоян) меридиана “трех обогревателей” и ножного (шаоян) меридиана желчного пузыря. Функция точки ифэн — “прочищать” меридианы. Легкое соприкоснование этих двух точек нормализует дыхание и циркуляцию ци по энергетическим каналам. Точка лаогун находится на ручном (цзюзинь) меридиане сердца, а точка цюэпэнь — на ножном (янмин) меридиане желудка. Ее функциональное предназначение — нормализация дыхания. Наложение точки лаогун на точку цюэпэнь препятствует проникновению холодной ци через последнюю, а также, что наиболее важно, “очищает сердце и удаляет жар”. Цюэпэнь, помимо этого, является точкой, связывающей ручной (шаоян) меридиан “трех обогревателей” с внутренними органами. “Три обогревателя” — три источника “изначальной ци” в организме человека, подобные вместилищу солнечного света, — управляют внутренними органами человека, разносят ци по энергетическим каналам во все стороны, внутрь и наружу. “Три обогревателя” соединяют внутреннее с внешним, левое с правым, верхнее с нижним и, таким образом, орошают ци все тело. “Три обогревателя” устанавливают баланс между внутренним и внешним, питают левое и вскармливают правое, направляют верхнее и руководят нижним. “Нет ничего главнее”, — говорится в трактате “Чжунцзан цзин”. Поэтому точка лаогун, наложенная на точку цюэпэнь, оказывает дополнительное воздействие на внутренние органы, что служит укреплению “внутренней ци”.
Как показывает практика, у многих людей после принятия позы для выполнения упражнения методом “открытия полостей (отверстий)” появляется ощущение тепла во всем теле.
Положение лежа является основной позой “естественного метода”. Выполнение упражнений стоя, сидя и в движении базируется на навыках, приобретенных в положении лежа. Автору приходилось консультировать людей, использующих “естественный метод” во время выполнения отдельных движений тайцзицюань. Это давало неплохой результат.
3. Как овладеть “естественным методом”
Основными принципами успешного овладения “естественным методом” являются: свобода, раскованность, ощущение уюта и спокойствия; “освещение себя внутренним светом”, “смерть уходит, приходит жизнь”. Быть свободным означает, что единственным критерием для выбора позы является ощущение удобства и комфорта. Когда достигнуто состояние покоя, появляется возможность осознать свое существование, свое естество. После этого можно переходить к наблюдению за своим физическим и психическим состоянием. Ли Шичжэнь * говорил: “Всматриваясь в себя, можно обнаружить и осветить тоннель, ведущий в собственное естество”. В этой фразе заключается суть занятий цигун. Даосское понятие “освещать себя отраженным светом” означает самоконтроль, саморегуляцию и совпадает по сути с методом биологической обратной связи, применяемым в современной медицине.
Оно означает наблюдение, во-первых, за положением тела, во-вторых, за дыханием и работой сознания. Овладение этим навыком является ключевым моментом, определяющим готовность к погружению в “состояние покоя” и к возбуждению ци. Посторонние мысли ни в коей мере не совместимы с “состоянием покоя”,
необходимым для занятий. Только полностью устранив суетные мысли, можно достичь состояния, когда “тело и сознание сливаются в первоначальном единстве, приобретают повышенные способности”. В этом случае можно двигаться, сохраняя состояние покоя, добиться беспрерывного воспроизводства внутренней ци, порожденной взаимодействием инь и ян, начать внутреннюю работу, сохраняя внешний покой.
Выполнение упражнения.
Приняв позу, “осветите себя внутренним взором” и откорректируйте положение тела. Сосредоточьте внимание на небольшом участке, расположенном между внутренними кончиками бровей и уголками глаз. Центральная точка этого участка находится между точками иньтан и шаньгэнь на переносице. Даосы называли эту точку сюаньгуань или “верхний дань-тянь”. У людей, достигших состояния покоя, в этом месте иногда наблюдается слабое свечение. Научными экспериментами подтверждено, что верхний даньтянь является одним из участков, через который проникает “внешняя ци”. Сосредоточение внимания на этой области называется “сосредоточением на верхней полости (отверстии)”. Сосредоточив внимание на верхнем даньтяне, представьте, что ваша голова находится в нижней части живота. Это наиболее простой и правильный способ “концентрации мысли” на нижнем даньтяне, благоприятствующий возбуждению ци.
Это происходит потому, что мысль направлена на место, расположенное. между двумя “шэнь”. Ли Шичжэнь говорил: “Суть функционирования двенадцати энергетических каналов состоит в движении по ним ци, зарождающейся между двумя шэнь”. Некоторые полагают, что понятие “между шэнь” означает точку минмэн, расположенную между левой и правой почками (шэнь). На самом же деле минмэн является одной из “полостей” (отверстий), через которую проходит “внутренняя ци”, перемещаясь по меридиану думай, а отнюдь не тем местом, где происходит зарождение и возбуждение ци. “Внутренняя ци” зарождается в нижней части живота и начинает циркулировать не сразу, а после того, как полностью сформируется. Поэтому автор считает, что понятие “между шэнь” означает центральную область внутри нижней части живота, расположенную между “внутренними и внешними шэнь”, где под “внешними шэнь” понимаются яички, а под “внутренними” собственно почки (шэнь). Ци, которая зарождается здесь, и есть та самая изначальная ци, на циркуляции которой основана работа двенадцати меридианов. Профессор Ли Чжунъюй писал: “Понятие “шэнь” имеет широкое и узкое значение. китайской медицине его принято трактовать широко. То есть все органы внутренней секреции и все железы обозначаются термином “шэнь”. Восемь чудесных меридианов — тоже “шэнь”. Во фразе “Ци зарождается между шэнь” “шэнь” имеет широкое значение. Сосредоточение внимания на верхнем даньтяне и в нижней части живота нормализует психическое состояние. Можно ожидать, что часть людей не отягощенных посторонними мыслями, уже в результате этого погрузится в состояние покоя. Основной массе занимающихся вряд ли удастся сразу успокоить мыслительную деятельность. В этом случае состояние покоя достигается с помощью таких приемов, как счет про себя, мысленное повторение слов “Наньу Амитофо”.
4. “Регулирование дыхания”.
“Естественный метод” требует глубокого и ровного абдоминального (животом) дыхания. Однако следует предостеречь от попыток произвольно регулировать естественный характер и частоту дыхания или задерживать его.
Сначала такой тип дыхания будет непривычен. Задача состоит в том чтобы путем длительных тренировок вывести его на условно-рефлекторный уровень. Тогда абдоминальное дыхание станет привычным и естественным, превратится в основной тип, к которому можно прибегать по своему усмотрению. Грудное дыхание будет играть при этом вспомогательную роль.