С самого начала надо знать: для того чтобы понимать стендап, не нужно никаких особых навыков или знаний. В случае с театром или кино ещё можно поспорить, что у каждого из них особый язык, который складывался на протяжении долгого времени, и чтобы в нём разобраться, нужна какая-то подготовка. Юмор же — язык универсальный. Да, конечно, тут тоже сложилась своя традиция, и есть комики, которые особенно глубоко с ней работают: например, один из лучших британских стендап-комиков Стюарт Ли регулярно шутит, в общем-то, о стендапе — и делает метакомментарий. Но в целом, чтобы начать разбираться в жанре, достаточно включить какой-нибудь спешл (о том, что это такое, ниже) и понять, смешно вам или нет. Если нет — попробуйте другого комика. Вот и всё.
Есть несколько версий о том, как появился стендап. Одни историки жанра считают, что он появился в Великобритании в XVIII–XIX веках. В мюзик-холлах — театрах, возникших на основе пабов — зрители могли свободно сидеть в зале, курить и пить алкоголь, а их развлекала труппа варьете с песнями, танцами и театральными сценками. Одним из номеров и был комик, рассказывающий шутки. По другой версии прародителем стендапа следует считать американский уличный театр.
В современном виде стендап появился в середине XX века. В 1950-е и 1960-е годы комики начали выступать в клубах, например в легендарном hungry i в Сан-Франциско — подвале, где собиралась американская богема: битники, поэты, фолк-музыканты. Считается, что именно в hungry i на фоне сцены была голая кирпичная стена, — и сейчас стендап-клуб принято представлять именно с кирпичной стеной. Первые стендап-комики смело раздвигали границы комедийного жанра: они шутили про политику, секс, расизм, и их нередко арестовывали.
Про современный стендап стоит понимать, что он очень разный: музыкальный, умный, ниже пояса, абсурдный — какой угодно. Это целый вид искусства. Поэтому, если вам не понравился какой-нибудь комик, не стоит ставить на стендапе крест: вы же не бросите смотреть кино после того, как вам, например, не понравился один плохой фильм ужасов. Кроме того, стендап — жанр живой, поэтому в идеале надо ходить на живые выступления. Однако, поскольку в России с этим трудно (у нас стендап всё ещё на первых ступенях эволюции), приходится смотреть записи.
Стендап максимально отличается от советской школы юмора, в которой было два распространённых формата. Один из них — человек выходил и зачитывал (иногда даже по бумажке) написанный кем-то для него сатирический текст. Другой — театральный формат миниатюры, который потом унаследовали КВН и Comedy Club. Стендап же — максимально свободный формат, в котором и автор, и исполнитель, и зачастую главный герой — одно лицо. И делать на сцене можно, на самом деле, что угодно: можно петь песни, можно рассказывать истории из своей жизни, можно шутить шутки, которые никак не связаны между собой, — всё это будет стендапом.
Основной формат, в котором стендап существует в записи, — это спешл (special). Спешл — это большой сольный концерт одного комика, который обычно идёт от 30 минут до двух часов. Многие персональные концерты делались по заказу телеканалов и назывались в духе Ivan Petrov Special for HBO — так и родилось это слово. К спешлу комик обычно долго готовится и обкатывает материал вживую — например, отправляется в тур и даёт 50 концертов с более-менее одинаковым материалом, а потом записывает 51-й.
Кроме того, есть независимые комики и даже проводятся открытые микрофоны, на который может прийти кто угодно. Впрочем, на открытые микрофоны комики приходят обкатывать новые шутки — и по большей части выходит ужасно, но это настоящая изнанка жанра и формат, который нужен для живой культуры. Наконец, стоит понимать, что одной Москвой стендап не ограничивается: клубы и сообщества есть по всей стране, а столицей стендапа в России, например, принято называть Воронеж, в котором существует огромная живая сцена и даже проводятся большие фестивали.
А как вы относитесь к Стендапу? Смотрите ли вы его, какой предпочитаете