Сяо чжоу тянь это одна из практик нэйдань цигуна.
Медитативное дыхание. Первый и важнейший шаг на пути к эффективной медитации — это правильное дыхание. В китайской медитации используются два базовых метода дыхания — даосский и буддийский.
Даосское , или обратное дыхание (фань ху си) , служит для подготовки ци к циркуляции, и поэтому правильности его выполнения придается огромное значение. В даосском дыхании «обратным» по отношению к «нормальному» является движение нижней части живота. На вдохе она НЕ РАСШИРЯЕТСЯ, а ВТЯГИВАЕТСЯ, а на выдохе — соответственно, наоборот.
Никогда не задерживайте и не форсируйте дыхание! Вдыхайте медленно через нос, плавно и легко, втягивая и поднимая нижнюю часть живота. Когда легкие наполнятся, начинайте мягко выдыхать.
Вдох считается иньским процессом, а выдох — янским. Вдох и выдох должны образовывать подобие символа Инь-Ян, плавно переходя друг в друга в текучем циклическом движении. На выдохе медленно, без усилий выталкивайте Даньтянь и всю нижнюю часть живота вниз и вперед («вовне»). Область Даньтяня — место, где генерируется и накапливается ци перед началом малой циркуляции. Поэтому мышцы вокруг Даньтяня нужно тренировать, чтобы они могли в должной степени обеспечивать дыхательные движения живота. Поначалу выпячивание нижней части живота при выдохе может казаться трудным, но с практикой мышцы научатся растягиваться больше и больше, позволяя вытягивать всю нижнюю часть живота от пупка до лобковой кости. Не форсируйте этот процесс, но работайте настойчиво и регулярно.
Даосское дыхание — глубокое: не в том смысле, что оно тяжелое, а в том, что легкие при нем задействуются почти на полную мощность. Часто люди, выполняя тяжелую физическую работу, дышат тяжело, но не глубоко . Глубокое дыхание заставляет внутренние органы вибрировать в ритме дыхания, что стимулирует их деятельность и укрепляет их. Но этого не происходит, если дыхание не глубокое, даже при самых напряженных гимнастических упражнениях: они укрепляют лишь мышцы, принося мало пользы жизненно важным органам.
В буддийской методике движения нижней части живота противоположны даосским, то есть на вдохе живот выпячивается, а на выдохе — втягивается. Такой вид дыхания называется также «нормальным» (чжэнь ху си ). Так дышат, например, певцы.
Оба метода используют один и тот же принцип генерирования энергии ци . Различие между ними — лишь в координации движений живота с дыханием. Многие медитирующие практикуют и даосский, и буддийский методы, легко переключаясь с одного на другой.
Медитация и циркуляция ци. Научившись правильно дышать по вышеописанным методам, можно приступать к сидячей медитации и осваивать циркуляцию ци . Первый шаг — достижение спокойствия ума при концентрации на глубоком дыхании. Требуется войти в как бы гипнотическое состояние и оставаться в нем до тех пор, пока выпячивание и втягивание Даньтяня не начнет происходить без сознательного усилия и внимание не перестанет блуждать.
С достижением контроля над мышцами живота дыхание становится как бы мехами, раздувающими огонь ци в печи Даньтяня . Весь процесс генерирования и накопления ци в Даньтяне называется «дыханием нижнего уровня» (ся цэн ци ), а простые вдохи-выдохи в легких — «дыханием верхнего уровня» (шан цэн ци ). Первая система ставит целью накопление ци как энергии, а вторая — ци как воздуха . Избыточная ци в Даньтяне вызывает у большинства людей подергивание и ощущение тепла в области живота. «Мехи» (глубокое дыхание), таким образом, вызывают огонь (накопление ци ) в районе Даньтяня . Когда это происходит, ци уже готова вырваться из Дяньтяня и отправиться в другую полость.
Чтобы быть уверенным в том, что накопленная ци пойдет в нужную полость, надо принять правильную сидячую позу (со скрещенными ногами). Когда ци готова вырваться из Даньтяня , нельзя позволить ей уйти в ноги. Если же ноги правильно скрещены, поток ци частично перекрывается. Дело в том, что, направившись вниз, ци может застрять в некоторых полостях. Для начинающего ученика это опасно, поскольку он еще не имеет опыта контроля над ци . Эта остаточная ци в полостях позднее будет влиять на циркуляцию в ногах и даже, в исключительных случаях, может вызвать паралич. Когда ци входит в нежелательный канал и вызывает какие-то проблемы, это называется цзоу хо , или «утечка огня». Поэтому, осваивая круговорот ци , всегда держите ноги скрещенными. Ноги можно не скрещивать только тогда, когда малая циркуляция уже полностью освоена и вы начинаете пробовать большую.
Чтобы правильно начать малую циркуляцию, ци должна направиться в полость Вэйлюй , расположенную в копчике.
Итак, ци идет из Даньтяня вниз через промежность, называемую «Морским дном» (Хайди ), в копчик. По пути к Вэйлюй ци проходит и через другие полости (рис. 3–4), но Вэйлюй проявляет наибольшую сопротивляемость: здесь поток ци блокируется костью.
Во время медитации разум должен сознательно вести ци по ее круговому руслу. Без сознательного руководства циркуляция ци не будет последовательной и плавной. Иногда случается, что ци проходит из Даньтяня в Вэйлюй без сознательного усилия, но для дальнейшего продвижения активное командование со стороны разума необходимо. Начиная с Даньтяня , разум остается спокойным и полностью сосредоточенным только на проведении ци через Вэйлюй . Этот процесс никогда нельзя «подталкивать» силой. Просто сосредоточьтесь на следующей полости, и пусть ци сама дойдет туда. Расслабление помогает лишь локальной циркуляции. Для более длинных круговоротов совершенно необходимо волевое сосредоточение.
Секрет ввода ци в Вэйлюй заключается в том, что нужно мягко сжать анус на вдохе. Это называется биган («закрывание ануса»). На выдохе же анус расслабляется и ци направляется разумом в Вэйлюй . Это сунган («расслабление ануса»). Такая координация необходима всегда, даже после освоения малой циркуляции.
Из Вэйлюй ци идет вверх вдоль позвоночника к следующему из главных препятствий — точке Минмэнь , или Цзяцзи . Она расположена на спине, прямо позади сердца, между остистыми отростками шестого и седьмого грудных позвонков (рис. 3–4). В акупунктуре эта полость называется Линтай (Gv-10). Когда ци доходит сюда, сердце начинает биться быстрее, что может помешать сосредоточению.
Потеря концентрации на этом этапе пути оборачивается обычно холодным потом, напряжением нервов и учащенным дыханием. Если ци останется в этом районе, образуется затор в потоке ци , и это может нарушить функцию сердца. Но если вы расслабитесь, сосредоточитесь на полости Минмэнь и сохраните покой, сопротивляемость потоку ци в этом месте не будет очень уж большой.
Последнее из главных препятствий на позвоночнике — Юйчжэнь , или Наоху . Эта полость находится в основании черепа, на конце затылочной кости (рис. 3–4). Здесь канал отчасти перекрывается костью. Если энергия не пройдет через эту точку плавно, она может войти в другие каналы на голове или в мозг. В этом случае возможны головные боли или лихорадочные, бредовые мысли.
Когда ци входит в голову, ощущение циркуляции ци становится иным, чем в спине. Поскольку слой мускулатуры на голове очень тонок, ощущения сокращения мышц здесь не будет. Будет зуд, может быть щекотно, словно по голове ползают насекомые, и это ощущение пройдет через макушку головы к лицу.
Рассмотренные три главные полости в китайской медитации называются «Тремя воротами», или сань гуань .
После прохождения точки Юйчжэнь разум ведет ци через макушку головы вниз, через срединную линию лица и груди, обратно в Даньтянь , где цикл начинается снова. Обычно достижение малой циркуляции требует трех медитаций в день на протяжении как минимум 90 дней. На большую же циркуляцию иногда тратятся годы.
Пока что мы совсем мало внимания уделяли дыханию в процессе управляемого круговорота ци . Теперь же сообщаем, что циклическое движение энергии должно быть точно скоординировано с процессом глубокого дыхания (рис. 3–7). На этом рисунке показана базовая схема даосской медитации, в которой один полный круг малой циркуляции происходит за время двух вдохов-выдохов. В таблице 3–1 перечислены названия важнейших точек и даны их буквенные обозначения, используемые в рис. 3–7, 3–8 и 3–9.
Рис. 3–7. Дыхание и циркуляция ци. Двухдыхательный цикл
Этот «двухдыхательный» цикл рекомендуется для начинающих.
Сначала, во время первого вдоха, создание ведет ци из носа в Даньтянь . Затем вы выдыхаете и ведете ци из Даньтяня в Вэйлюй . Снова вдох — и ци ведется вверх к точке на уровне плеч, называемой Шанбэй или Дачжуй (см. табл. 3–1). Наконец, вы выдыхаете и ведете ци через голову в нос, завершая цикл. Итого один круговорот ци за два дыхания.
Когда этот двухдыхательный цикл освоен, можно приступать к циклу «однодыхательному». Он является базовым в боевом цигун. Однодыхательный цикл показан на рис. 3–8. Ци ведется до копчика на выдохе и затем до носа на вдохе.
Рис. 3–8. Дыхание и циркуляция ци. Однодыхательный цикл
Иногда новички говорят, что они не чувствуют потока ци или чувствуют, что ци остановилась в одной точке. Ответ в обоих случаях будет один: продолжайте выполнение цикла. Поначалу поток ци будет больше воображаемым, чем реальным, но при упорной практике он станет сильнее и ощутимее. Помните, что поток ци существует всегда, иначе вы бы не жили. Поскольку ци следует за мыслью, движение внимания будет вызывать соответствующее движение ци по каналам и постепенно удалит все препятствия.
Опытные ученики могут пробовать обратить поток ци в малой циркуляции, то есть сделать так, чтобы энергия шла вверх по груди и вниз по спине. В обратной циркуляции этапы движения ци таковы:
• вдох — из Дяньтяня в нос;
• выдох — через голову в Шанбэй ;
• вдох — в копчик (Вэйлюй );
• выдох — возвращение в Дяньтянь .
Однодыхательный цикл следует тому же принципу. Обратная циркуляция помогает лечить болезни и прочищать труднопроходимые при обычной циркуляции места.
К однодыхательным циклам относится также буддийская система циркуляции ци (рис. 3–9).
Рис. 3–9. Дыхание и циркуляция ци. Буддийский метод
Медитирующий буддист вдыхает и ведет ци из носа вниз, через промежность в копчик. Затем он выдыхает и ведет ци вверх вдоль позвоночника, через голову в нос. Буддисты также могут менять направление циркуляции. Следует помнить, что в буддийском методе Даньтянь расширяется (т. е. живот выпячивается) на вдохе и сжимается на выдохе.
Есть и другие методы медитации, в которых Даньтянь не задействуется как источник ци . Роль такового могут играть солнечное сплетение, центр лба и другие точки; иногда ци генерируется без координации с дыханием.
Время медитации. В идеале нужно медитировать три раза в день по полчаса. Лучшее время для практики — за 15 минут до восхода солнца (лицом к востоку), через 1–2 часа после обеда (лицом к востоку) и за полчаса до сна (лицом к югу). При таком режиме и при условии покоя и концентрации малая циркуляция достижима примерно за три месяца.
Эти три времени для медитации считаются лучшими потому, что утром и вечером энергия организма переходит из фазы Инь в фазу Ян и наоборот. В послеполуденное же время хорошо успокоить ум и остудить излишнюю телесную энергию Ян.
Если вы можете медитировать только дважды вдень, откажитесь от дневного занятия. Если только один раз в день — занимайтесь утром или вечером. Естественно, сокращение числа занятий удлиняет срок достижения малой циркуляции.