Экспонат коллекции Британского музея.В традиции эскимосов Гренландии, или инуитов (калааллитов), тупилаком (ед.ч. «тупилак», мн.ч. «тупилаит») называлось карающее чудовище, изготовленное практикующим шаманом из частей тел животных или умерших детей (кости, кожа, волосы, сухожилия и т.п.). Скелет делался из костей животного или человека, для формирования тела брали мох, землю и водоросли. Для украшения фигурки могли использовать мех и другие материалы. Глазные впадины заполнялись китовым усом или торфом. Все это связывалось вместе или заворачивалось в кусок шкуры. При этом шаман мог касаться тупилака только большим пальцем и мизинцем.
Изготовление тупилака чаще всего начиналось ночью, тайно от всех. Секретность в целом была необходимым условием для срабатывания так называемых формул (текстов или песен, используемых как заклинания перед лицом опасности, нужды, для удачной охоты и в обычных житейских ситуациях в случае необходимости).
В фигурку вселяли жизнь с помощью ритуальных песнопений над свертком. Считалось, что тупилак получает силу, высасывая ее из половых органов своего создателя. Для этого шаман (ангакок) надевал на себя анорак задом наперед, так чтобы капюшон полностью закрывал лицо, и совершал сексуальные действия с костями, из которых будет изготовлен тупилак, сопровождая весь акт от начала и до конца ритуальными песнопениями. На это могло уйти до нескольких суток. После изготовления тупилак бросали в море, чтобы он разыскал и уничтожил врага.
Единственной задачей тупилака как магического предмета или посредника было уничтожение врага его создателя, собственной воли тупилак не имел. Шаман помещал в тело тупилака ногти, волосы или лоскуты одежды жертвы или же свои собственные. Согласно легендам, это помогало тупилаку выйти на след жертвы. Если он был сделан из китового зуба, то мог плавать и топить людей, если использовались птичьи кости, то мог летать. Считалось, что тупилак способен принимать форму любого животного, из частей которого сделан, либо объединять в себе части нескольких животных сразу.
Пользоваться услугами тупилака было рискованно:если враг обладал более могущественной магической силой, чем изготовитель тупилака, или же обращался к шаману (ангакоку) за помощью, тупилак мог быть отправлен обратно, чтобы убить своего создателя вместо его жертвы. В этом случае он мог избежать возмездия лишь одним способом: публично признаться в содеянном. Как правило, создатель тупилака предпочитал погибнуть от руки своего создания, чем признаться в его существовании: такое признание навлекало позор и неприятности на всю семью, поскольку подобные занятия считались черной магией и были табуированы.
Культуры эскимосских народов отличались друг от друга, несмотря на некоторые сходные черты. Представления о тупилаке были различны в зависимости от племени, как и разновидности шаманизма. Тупилаком могли называть изготовленный шаманом предмет, существо нематериальной природы (дух) или блуждающую душу. В некоторых культурах тупилаком назывался сам шаман, который имел с ними дело.
У эскимосов Иглулика, например, так назывались призраки, или души умерших людей, которые не находили покоя из-за нарушения ими какого-либо «смертельного табу». Только шаман мог их видеть. Такие души распугивали дичь в окрестностях, поэтому шаман изгонял их с помощью ножа.
У инуитов-карибу тупилаком называлось невидимое существо. Как и в культуре Иглулика, только шаман мог видеть этих существ. Они описывались как химероподобные создания с человечьими головами и частями тела от разных представителей животного мира. Они были опасны и могли нападать на поселения. В этом случае шаман выходил на бой и пожирал их с помощью своих духов-помощников.
У медных инуитов тупилак был чем-то вроде христианского дьявола.
Поскольку настоящие тупилаит изготавливались тайно, в скрытых от чужого глаза местах из недолговечных материалов, до наших дней они не дошли. Европейцы, посещавшие Гренландию, были очарованы местной легендой и, конечно, им было интересно, как выглядели тупилаит. В 1905 году по просьбе датского исследователя Уильяма Тальбитцера ангакок из Аммассалика по имени Митсиварнианнга решился вырезать из дерева несколько тупилаит, чем нарушил табу не показывать посторонним фигурки духов. Когда инуиты увидели, что ничего страшного с Митсиварнианнгой в результате не случилось, они поставили изготовление фигурок «на поток», сначала вырезая их из коряг, а затем и из кости.
Сегодня тупилаит самых разных форм и размеров вырезаются из множества материалов: бивня нарвала, моржового клыка, дерева, оленьего рога. Они являются важной частью прикладного искусства народов Гренландии и считаются ценными предметами коллекционирования.
В статье использованы материалы из книги Mark Nuttall «Encyclopedia of the Arctic» и англоязычной Википедии.
Перевод и составление: Hipparion